Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В соответствии с таким представлением управление должно осуществляться, во-первых, системой как целым; во-вторых — каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую; в-третьих — как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развитие учащихся.
Управление развитием ВС может осуществляться двумя путями — революционным и эволюционным. Первый назван А.С.Макаренко «методом взрыва» (он, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами). При эволюционном пути хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, стремление педагогов и ученического актива к постоянному творческому поиску. Делают процесс обновления планомерным, управляемым.
Эволюционный путь постепенно усложняет ВС: обогащаются цели, Разнообразнее становится содержание деятельности, более тонкими отношения, более разветвленными связи и организационные, управленческие процессы.
Управление ВС не сводится к регулированию процессов ее становления и развития, так как это не главная цель. Самоцель — личность Развивающегося человека, включенного в воспитательную систему. Это значит, что надо управлять процессом взаимодействия и взаимовлияния системы и личности.
Аспект управления требует поиска путей оптимального включения каждого учащегося в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, создания ситуаций, побуждающих каждого (как учащегося, так и педагога) к рефлексии, самопознанию, самореализации.
Таким образом, управление ВС можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление созданием целостной системы; укрепление ее целостности; управление корректирующее с включением каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений.
Управление развитием ВС как целостной системы происходит по двум путям — извне и изнутри.
Управление извне осуществляется органами народного образования. Цель такого управления — создание условий, благоприятных для возникновения, развития и совершенствования ВС образовательного учреждения.
В связи с тем, что управление призвано обеспечить взаимодействие, можно говорить о том, что оно должно обеспечить извне взаимодействие педагогов с теоретическими основами создания и развития ВС, а также с соответствующим передовым педагогическим опытом прошлого и настоящего времени. Какие способы и средства организации такого взаимодействия (способы управления) возможны?
Практика показывает, что таковыми могут быть: введение изучения теории ВС в учебные планы и программы курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; создание проблемных курсов для педагогов; проведение научно-практических конференций; обмен опытом с коллегами своего региона, других регионов; соответствующая подготовка управленческих кадров школ; организация изучения соответствующего опыта в других странах; создание консультационной психолого-педагогической службы для работников школ из числа научно-педагогических кадров вузов.
Данный перечень способов управления, безусловно, открытый. Творческий подход к делу будет способствовать поиску оптимальных способов управления ВС. Перечисленные и иные способы и средства управления ВС требуют ряда условий, а именно: поддержки первых достижений школ на пути создания ВС, а также создания доброжелательного отношения к опыту школы по становлению и развитию ВС. Мы считаем, что поддержка первых достижений может быть осуществлена путем: проявления интереса органов народного образования к деятельности педагогических коллективов по созданию ВС; изучения опыта деятельности педагогического коллектива; привлечения заинтересованных лиц к изучению опыта с целью формирования позиции общественного принятия новой идеи; морального поощрения и материального вознаграждения за успешные и эффективные результаты деятельности.
Место игровой деятельности в педагогическом процессе
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно с ...
Понятие математической модели
Говоря о математическом моделировании в педагогике, мы понимаем метод количественного и структурного исследования и описания свойств и закономерностей педагогических явлений и процессов с помощью математических моделей. Математическая модель - это совокупность записанных на языке математики соотнош ...
Лингвистические и психологические основы обучения
детей дошкольного возраста описательным высказываниям
Одним из главных показателей умственного и эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является уровень владения связной монологической речью. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самос ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.