Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
- жизнедеятельность учащихся, вмещающая в себя игру, труд, творчество, общение, личностные смыслы и т.п.;
- способ овладения современной культурой и культурной традицией, при котором педагог выступает не как источник информации, а как посредник между культурой и ребенком, а учебный материал — не как строительный материал культуры, а как сама культура;
- источник приобретения разнообразного реального (жизненного) опыта.
Таким образом:
для создания ВС нужна направленная на развитие личности учащегося цель и принимаемая всеми участниками воспитательного процесса привлекательная идея, осмысленная с позиций философии, педагогики, психологии;
развитие любой ВС проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития ВС является противоречие между традициями и инновациями;
целью и результатом функционирования любой ВС, показателем ее совершенства является развивающаяся личность.
Воспитательная система характеризуется как система открытая, неравновесная, в значительной степени самоорганизующаяся. В связи с этим, по утверждению исследователей ВС, управление ею обладает определенными особенностями.
Теоретическую основу управления развитием ВС определяет синергетика — наука, изучающая самоорганизующиеся системы.
Важно при этом в максимальной степени учитывать естественные свойства складывающейся системы, ее внутренние качества, историю ее развития. Для этого нужны «малые воздействия», которые дадут «большие результаты», с помощью которых можно найти точки «резонансного» воздействия на систему. Управлять такой системой извне можно лишь отчасти, так как она, будучи неравновесной, обладает своими внутренними степенями свободы, недостижимыми для воздействия извне. Важно поэтому в каждом конкретном случае управлять эволюцией системы сбалансированно, гармонично сочетать внешние и внутренние воздействия, не только сохраняя уже имеющиеся степени свободы системы, но и создавая новые. Управляемость системы и способность ее к самоорганизации хотя и взаимосвязаны, но не очень жестко. Это дает возможность при управлении сочетать естественное — искусственное.
Эффективность такого подхода во многом зависит от информационной обеспеченности процесса управления: важно знать не только то, что ты хочешь от системы, но и то, что направлено на поддержание ее устойчивости в условиях отнюдь неравномерного развития.
Достигаемая устойчивость не означает строгой упорядоченности. ВС по необходимости должна включать зоны порядка и хаоса. Необходимость зон порядка и хаоса в ВС объясняется с одной стороны, развитием, которое само есть движение к целостности, полной упорядоченности, а с другой — целостностью, которая может стать причиной стагнации (застоя) системы. Есть множество фактов, иллюстрирующих реальность данного противоречия. Ни одна ВС не может существовать без определенной унификации, стандартизации поведения людей, без воспроизводства повторяющихся ситуаций, без единства мысли и действий ее субъектов. Вместе с тем по мере развития системы в различной форме (не обязательно конфликтной) проявляется неудовлетворенность отдельных личностей тем, что необходимо подчиняться общему ходу жизни. Объективно, независимо от желания того или иного человека, в системе складывается механизм отторжения того, что не вписывается в рамки принятого.
Противоречие между хаосом и упорядоченностью (в форме противоречий между личностью и системой, между традициями и новациями) проявляется и разрешается в ВС иначе, чем в других социальных сферах. ВС развивается быстрее и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности (об этом мы уже упоминали). И это естественно, так как в любом образовательном учреждении быстро происходит смена поколений детей, постоянно привносится что-то новое.
Алгоритмическое мышление и методы его развития
Коль скоро в целях обучения информатике заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления, то есть мышления теоретического, то тогда мы обязаны четко определить для себя объект педагогического воздействия (личность и ее мышление в данном случае) и найти профессиональные средс ...
Учет успеваемости на уроке музыки
Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в такой организации, чтобы учитель мог наблюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе работы: в процессе усвоения новых музыкальных знаний, умений и навыков при повторении пройденного, т.е. учет знаний должен входит ...
Социально-педагогическая деятельность с семьёй по
профилактике девиантного поведения подростков
Анализ международных документов по проблеме профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних. Позволяет определить направления, содержание, методы и формы такой работы с несовершеннолетними с девиантным поведением. Согласно Конвенции о правах ребенка к несовершеннолетним должны п ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.