Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
• степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
• общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие учащегося, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
• уровень воспитанности учащихся, причем определяющей чертой выпускника образовательного учреждения должно стать чувство собственного достоинства.
Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной ВС.
Может ли существовать образовательное учреждение с четкой организацией всех происходящих в ней процессов, но в которой нет воспитательной системы? Конечно, может. Хотя в этом случае система все-таки есть. Но по своему характеру она жесткая, несаморазвивающаяся, так как является порождением административно-командного стиля управления, в отличие от демократического, — предопределяющего существование благоприятного психологического климата в образовательном учреждении. При жестком стиле связи между процессами или людьми могут быть либо непрочными, либо отсутствовать вовсе. Поэтому о существовании ВС говорить не приходится.
ВС выделяют две тенденции.
Первая тенденция — локализация системы, при которой создается свое производство, своя спортивная школа, своя музыкальная школа и т.п., расширяется круг лиц, занятых воспитанием в рамках самого образовательного учреждения. Окружающая среда неадекватна целевым установкам ВС.
Вторая тенденция — выход ВС за рамки школы и включение в духовную и производственную жизнь окружения. В данном случае среда является позитивно действующим фактором и в итоге становится компонентом ВС.
Воспитательную систему нельзя создать приказом. Решающим фактором является реальная деятельность педагогического коллектива Можно ли позаимствовать ВС одного образовательного учреждения для другого? Очевидно, нельзя. Можно позаимствовать идею, но воплощать ее придется в своих условиях, поэтому это будет другая ВС.
Любая ВС развивается поэтапно, для каждого этапа характерны свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.
В развитии ВС выделяют три этапа.
Первый этап начинается с выработки главных ориентиров, коллективных ценностей. Он характеризуется тем, что в педагогическом коллективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, актив, формируются группы. В среде учащихся также наступает период исканий и дискуссий. Выделяются обладающие организаторскими способностями, тяготеющие к коллективной деятельности. Может наступить временный период разобщенности. Коллективность выражается на уровне классов, групп сверстников. Чувство принадлежности к коллективу образовательного учреждения присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внутренних связей.
В управлении преобладают организационные аспекты. Компоненты системы работают порознь, автономно. Поэтому главной целью на этом этапе является создание коллектива образовательного учреждения.
На втором этапе утверждается системообразующий вид деятельности. Идет отработка эффективных форм и методов деятельности. Бурно развивается ученический коллектив за счет межвозрастного общения и ученического самоуправления. Возникают различные, временные объединения. Рождаются коллективные традиции. Коллективность выражается в желании детей больше времени проводить вместе. Педагоги начинают осознавать роль взаимной ответственности в достижении общих успехов. На данном этапе детский коллектив более динамичен и революционен, педагогический — более статичен и консервативен. С внешней средой отношения складываются сложно, особенно с молодежным окружением: возникает борьба за влияние на личность учащегося. Главное в управлении — это согласовать темпы развития ученического и педагогического коллективов, чтобы педагоги не стал тормозом в развитии детского коллектива, а, наоборот, обеспечили инициативу в организации его жизни. Важным также является упорядочение отношений с внешней средой. Поэтому в образовательном учреждении нужна социологическая служба.
Формы обучения математике
Важную роль в учебном процессе играют формы организации обучения или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организаци педагогического процесса. Формы обучения - виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направленные на ов ...
Интегрированный урок по геометрии
Тема. Площади поверхностей геометрических тел Цели
: 1) закрепить знания теоретического материала на вычисление площади поверхностей многогранников путем проведения практической работы; 2) показать учащимся использование данного материала на уроках черчения и технологии. Оборудование урока
: набор ...
Применение лингвострановедческого аспекта на уроках иностранного языка на
основе использования учебно-методического комплекса
Считаем необходимым дать определение понятию "учебно-методический комплекс" и показать его структуру. Учебно-методический комплекс (УМК) – это целостный набор учебных и методических материалов для педагога и обучающихся, позволяющий решать учебно-воспитательные задачи и создавать условия ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.