Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление развитием воспитательной системы

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление развитием воспитательной системы

Страница 4

• степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

• общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие учащегося, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

• уровень воспитанности учащихся, причем определяющей чертой выпускника образовательного учреждения должно стать чувство собственного достоинства.

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной ВС.

Может ли существовать образовательное учреждение с четкой организацией всех происходящих в ней процессов, но в которой нет воспитательной системы? Конечно, может. Хотя в этом случае система все-таки есть. Но по своему характеру она жесткая, несаморазвивающаяся, так как является порождением административно-командного стиля управления, в отличие от демократического, — предопределяющего существование благоприятного психологического климата в образовательном учреждении. При жестком стиле связи между процессами или людьми могут быть либо непрочными, либо отсутствовать вовсе. Поэтому о существовании ВС говорить не приходится.

ВС выделяют две тенденции.

Первая тенденция — локализация системы, при которой создается свое производство, своя спортивная школа, своя музыкальная школа и т.п., расширяется круг лиц, занятых воспитанием в рамках самого образовательного учреждения. Окружающая среда неадекватна целевым установкам ВС.

Вторая тенденция — выход ВС за рамки школы и включение в духовную и производственную жизнь окружения. В данном случае среда является позитивно действующим фактором и в итоге становится компонентом ВС.

Воспитательную систему нельзя создать приказом. Решающим фактором является реальная деятельность педагогического коллектива Можно ли позаимствовать ВС одного образовательного учреждения для другого? Очевидно, нельзя. Можно позаимствовать идею, но воплощать ее придется в своих условиях, поэтому это будет другая ВС.

Любая ВС развивается поэтапно, для каждого этапа характерны свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.

В развитии ВС выделяют три этапа.

Первый этап начинается с выработки главных ориентиров, коллективных ценностей. Он характеризуется тем, что в педагогическом коллективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, актив, формируются группы. В среде учащихся также наступает период исканий и дискуссий. Выделяются обладающие организаторскими способностями, тяготеющие к коллективной деятельности. Может наступить временный период разобщенности. Коллективность выражается на уровне классов, групп сверстников. Чувство принадлежности к коллективу образовательного учреждения присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внутренних связей.

В управлении преобладают организационные аспекты. Компоненты системы работают порознь, автономно. Поэтому главной целью на этом этапе является создание коллектива образовательного учреждения.

На втором этапе утверждается системообразующий вид деятельности. Идет отработка эффективных форм и методов деятельности. Бурно развивается ученический коллектив за счет межвозрастного общения и ученического самоуправления. Возникают различные, временные объединения. Рождаются коллективные традиции. Коллективность выражается в желании детей больше времени проводить вместе. Педагоги начинают осознавать роль взаимной ответственности в достижении общих успехов. На данном этапе детский коллектив более динамичен и революционен, педагогический — более статичен и консервативен. С внешней средой отношения складываются сложно, особенно с молодежным окружением: возникает борьба за влияние на личность учащегося. Главное в управлении — это согласовать темпы развития ученического и педагогического коллективов, чтобы педагоги не стал тормозом в развитии детского коллектива, а, наоборот, обеспечили инициативу в организации его жизни. Важным также является упорядочение отношений с внешней средой. Поэтому в образовательном учреждении нужна социологическая служба.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Методы педагогического исследования
Методология в узком смысле слова есть учение о методах, и хотя мы не сводим ее к такому пониманию, учение о методах играет в методологии чрезвычайно важную роль. Теория методов исследования призвана вскрыть их сущность, назначение, место в общей системе научного поиска, дать научные основы выбора м ...

Основные направления методической работы по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении
Как уже отмечалось, что сюжетные игры детей формируются под влиянием правильной организации воспитателями. Знания и умения по руководству игровой деятельностью дошкольников воспитатели получают при целенаправленной работе, организованной старшим воспитателем дошкольного учреждения. Методическая раб ...

Функциональное применение проблемного эксперимента в интенсивном обучении химии
химический эксперимент обучение В процессе обучения химии школьный эксперимент выполняет ряд важнейших функций: эвристическую, корректирующую, обобщающую и исследовательскую. Перечисленные функции химического эксперимента проявляются при выполнении опытов проблемного характера. Именно проблемный эк ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru