Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление развитием воспитательной системы

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление развитием воспитательной системы

Страница 2

Важным признаком ВС является ее открытость, т.е. связь с окружающей средой. «Окружающая среда» для большей части ВС (прежде всего ВС городских образовательных учреждений) — это семьи учащихся, социальная среда микрорайона, промышленные предприятия, учреждения культуры и т.д. Влияние окружающей среды требует от ВС таких качеств, как адаптивность (способность реагировать на окружающую среду) и стабильность (относительное постоянство к окружающей средсво связь с окружающей средой не односторонняя. ВС сама способна влиять на нее, обладая признаком обратной связи. Преобразуя окружающую среду по законам педагогики, педагогизируя ее, ВС делает ее своей составной частью.

ВС может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть, умирать, т.е. она способна к саморегуляции.

Любая система, в том числе и воспитательная, имеет состав, т. е. совокупность компонентов. Набор компонентов зависит от тех параметров, которые исследователь положит в основу анализа системы.

Составными частями ВС прежде всего являются ее подсистемы. Это дидактическая система, система воспитательной работы и система управления. Дидактическая система представляет собой учебную деятельность учащихся и методическую — преподавателей.

Под системой воспитательной работы понимается система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Система управления включает необходимый набор функций (деятельностей), направленных на поддержание, функционирование и развитие системы. Продуктивность отношений и взаимодействий данных подсистем проявляется в том «педагогическом резонансе», в условиях которого осуществляется развитие и саморазвитие личности.

Охарактеризуем компоненты ВС. Основной целью любой ВС является развивающаяся личность учащегося. Поэтому существенные характеристики воспитательных систем будут сходными.

ВС — системы по происхождению искусственные, т.е. созданные человеком. Смыслом их создания и существования является возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащегося. Самочувствие учащегося и педагога, создание условии для полного их самовыражения, для развития их творческих индивидуальностей — в этом заключается смысл функционирования любой ВС.

Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая включает формирование: а) целостной и научно обоснованной картины мира; б) самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины; в) приобщение к общечеловеческим ценностям и формирование адекватного этим ценностям поведения; г) креативности, «творческости» как черты личности; д) самосознания помощи в самореализации.

Достижение цели может осуществляться разными путями: условиями, в которых создается ВС, содержанием педагогической идеи, реализуеМ0й через ВС. Поэтому ВС могут (да и должны) быть разнообразными. Педагогическая идея (т.е. идеология ВС) конкретизируется в целевых ориентирах педагогов и учащихся на разных уровнях. Мы представляем это следующим образом: социальная цель — цель ВС — цель периода — задачи педагогического воздействия (образовательные, воспитательные, развивающие) — коммуникативные задачи — задачи самовоспитания.

Следовательно, для формирования отношений, отвечающих поставленным целям, нужна системообразующая деятельность, т.е. деятельность, с помощью которой будет достигнута целевая установка ВС.

Известно, что для человека (прежде всего — формирующегося) важны игровая, учебная, трудовая, коммуникативная и другие виды деятельности.

В образовательном учреждении главным видом деятельности является учебная. Но не для всякой ВС учебная деятельность будет системообразующей. Таковой может быть и спортивная, и трудовая, и познавательная, и другие виды деятельности. Признаками системообразующей деятельности является ее совместный характер (детей и взрослых), она должна быть творческой и личностно значимой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Принцип гуманизации в психолого-педагогической литературе
Интерес к человеку, как к личности, уважению его достоинств, любви к людям, зародился еще в Древние времена.Великий китайский мудрец Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. Гуманность - это лю ...

Творческое развитие как психологическая предпосылка успешного обучения младших школьников
Еще 20 лет назад В.В.Давыдов (1986) отмечал, что важнейшей задачей современной начальной школы выступает формирование у младших школьников творческого отношения к учебной деятельности. Предпосылки к успешному обучению младших школьников, как известно, складываются задолго до поступления ребенка в ш ...

Цели и задачи газеты
Основными целями Газеты являются: освещение жизни лицея; развитие творческих способностей обучающихся и сотрудников лицея, формирование у них твердой жизненной позиции, патриотизма и веры в себя; увеличение информированности обучающихся и сотрудников лицея, абитуриентов о деятельности лицея; формир ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru