Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Внимание - важнейшее условие протекания всех психических процессов. В зависимости от выражения целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное (непреднамеренное ) и произвольное (преднамеренное) внимание [21, 23, 88]. Внимание делится на три вида:
непроизвольное внимание - это внимание, которое протекает без поставленной цели;
- произвольное внимание - это внимание, которое протекает в результате сознательно поставленной цели;
- послепроизвольное внимание - это внимание, которое происходит после произвольного. Есть цель, а после цели приходит сосредоточенность, желание.
Рассмотренные виды внимания тесно взаимосвязаны и не проявляются независимо друг от друга. Поэтому чаще всего можно говорить о преобладании произвольного или непроизвольного компонентов внимания [35].
Г.Г. Кравцов [45] и авторы учебников по детской и общей психологии [21, 23, 88] выделяют следующие основные свойства внимания: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, колебание и переключение.
Оригинальную теоретическую трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин [23].
Он считает, что внимание является одним из моментов ориентированно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека, и представляет по своей функции контроль за содержанием деятельности человека.
В конечном итоге, в результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться внимательность как черта личности, проявляемая постоянно в разных условиях. А внимательность является предпосылкой проявления детьми сознательной дисциплинированности.
Поскольку в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, то имеется только одно средство его развития - сама деятельность [21, 23, 88].
Л.С. Выготский [21], Д.И Фельдштейн [82] указывают, что поскольку свойства преднамеренного внимания отражают, как уже говорилось, свойства волевого усилия, то развитие воли означает и развитие внимания. Многие исследователи, в том числе и В.С. Мухина [63] подчеркивают наличие общих закономерностей развития памяти, воображения и внимания у дошкольников. Известно, что возрастные характеристики познавательных процессов у ребенка раннего возраста изначально являются непроизвольными, непреднамеренными. Но, когда в дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить и воспроизвести материал, построить замысел игры и т. п., он начинает использовать определенные способы, усваиваемые от взрослых. Это приводит к формированию нового уровня внимания, памяти, воображения который характеризуется произвольностью, опосредованностью[63].
В младшем школьном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления, первичные понятия, приобретаются навыки и умения. Большое значение для дальнейшего умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно обогащается именно в дошкольном возрасте. Представления, или сохранившиеся образы ранее воспринятых предметов, составляют основное содержание памяти дошкольника [21, 23, 35, 37, 45, 50].
Виды памяти делят на: произвольную и непроизвольную. Произвольная память теснее связана с заучиванием, т.е. с преднамеренным закреплением знаний (в основном путем повторения). Непроизвольная память больше связана с непосредственным запоминанием, для которого характерно то, что оно не имеет ярко выраженной мнемической направленности, т.е. установки на запоминание [23].
В зависимости от того, как долго утверждается в памяти запомненное, выделяют мгновенную, кратковременную и долговременную память [21, 23, 35, 37, 45, 50].
Было установлено, что развитие памяти в младшем школьном возрасте характеризуется постепенным переходом, от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. При этом в младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех - четырех лет воспоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению[63].
По мнению В.С. Мухиной [63], зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображение ребенка, а также новое условие развития памяти. Ряд авторов считают, что воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий [21, 23, 35, 37, 45, 50]. Выделяют следующие виды воображения: произвольное, непроизвольное, воссозданное, творческое, мечты, грезы. В на первом этапе дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов [28, 63, 82, 88]. На втором этапе развития воображение связано с процессом "опредме-чивания" образа действием [21, 82]. На третьем этапе развития воображения возникают замещающие действия [21, 63, 82].
Межпредметность – современный принцип обучения
Отбор содержания межпредметного характера определяет выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщ ...
Реализация условийформирования у младших школьников компьютерной грамотности в процессетехнологического образования
В ходе эксперимента участвовал 2 "а" класс, в количестве 22 чел. 2 "а" класс делился на 2 группы, чтобы каждый ученик мог самостоятельно работать за компьютером. Урок разработан на основе программно-методического комплекса "Радуга в компьютере" Тема: Решение логической ...
Описание ситуации в системе дошкольного
образования
Согласно данным управления дошкольного и общего образования Департамента образования правительства г. Москвы в столице живет 450 тысяч детей в возрасте от 8 месяцев до 6 лет, однако в руки воспитателей родители отдают лишь 200 тысяч из них. Это 0,05 процентов малышей в возрасте 8 месяцев до 1 года, ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.