Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Рис. 1. Графическое изображение задания для исследования скорости и точности восприятия у детей младшего школьного возраста
Память. Из всех видов памяти в исследовании мы выбрали слуховую память. Объем слуховой памяти младших школьников определялся с помощью методики 10 слов. Учащимся предлагалось запомнить 10 слов: вода, река, гроза, яблоко, утка, дуб, гвоздь, карандаш, листок, лес. После первого чтения этих слов 5 баллов ставилось тем детям, которые запомнили свыше 6 слов, 4 балла – 5 слов, 3 балла - 4 слова, 2 балла – 3 слова, 1 балл- 2 слова.
Внимание. Как известно, преобладающим видом внимания младшего школьного возраста остается непроизвольное внимание. Для его характеристики использовалась следующая методика. Учитель задает вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет», а также называть цвета: голубой, желтый, зеленый и красный.
Вопросы:
1. Ты любишь лето?
2. Тебе нравится зелень парков?
3. Какого цвета небо летом?
4. Какие цвета летом основные?
5. Вы любите солнце?
6. Какого цвета солнце?
7. Какого цвета песок у реки?
8. Какого цвета огурцы?
9. Какого цвета абрикос?
10. Какого цвета вода в озере?
Если школьник внимателен, он при выполнении данного задания может набрать 10 баллов, каждое нарушение запрета – вычитание 1 балла. Отвечать на вопрос следует немедленно.
Организация исследований и обработка статистического материала
Исследование проводилось в несколько этапов:
На 1 этапе - (2003-2004 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы, определялись задачи исследования, осуществлялась подготовка к проведению педагогического эксперимента (организация экспериментальных и контрольных групп).
На 2 этапе - (2004-2005 гг.) исследовалась динамика развития познавательных способностей у школьников младших классов.
Статистическая обработка полученных результатов исследований заключалась в нахождении средней арифметической (М), ошибки средней арифметической ( m ), среднеквадратического отклонения ( d ). В некоторых исследованиях определялись коэффициент вариации (V). Вероятная оценка различных величин осуществлялась при помощи критерия «Стьюдента». Статистически значимыми результатами считались результат с вероятностью Р = 0,05 и 0,01.
Оценка познавательных способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями речи осуществлялась на основании изучения изменений с возрастом таких психических процессов, как восприятие, внимание и память. Характеристика умственных способностей детей осуществлялась по методике Л.Ф.Тихомировой.
Контрольные тесты проводились один раз в год (в мае) на одних и тех же школьниках, которые учились в 1-3 классах специализированной речевой школе. Предварительные исследования показали, что исходный средний уровень познавательных способностей у школьников экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличались.
Применение лингвострановедческого аспекта на уроках иностранного языка на
основе использования учебно-методического комплекса
Считаем необходимым дать определение понятию "учебно-методический комплекс" и показать его структуру. Учебно-методический комплекс (УМК) – это целостный набор учебных и методических материалов для педагога и обучающихся, позволяющий решать учебно-воспитательные задачи и создавать условия ...
Основные направления и факторы роста общественных расходов
Общественные расходы представляют собой целевое использование ресурсов, аккумулированных в общественном секторе и направляемых на удовлетворение соответствующих потребностей в общественных благах, а также в реализации оправданной с позиции социальной справедливости перераспределительной политики. П ...
Продуктивное взаимодействие учителя и учащегося
Под продуктивным взаимодействием мы понимаем такое взаимодействие, которое обеспечивает в процессе обучения координацию действий, взаимопомощь, поддержку друг друга, отношения на основе доверительного сотрудничества. Таким образом, в рамках концепции личностно-ориентированного образования продуктив ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.