Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Характеристика умственных способностей

Страница 2

Рис. 1. Графическое изображение задания для исследования скорости и точности восприятия у детей младшего школьного возраста

Память. Из всех видов памяти в исследовании мы выбрали слуховую память. Объем слуховой памяти младших школьников определялся с помощью методики 10 слов. Учащимся предлагалось запомнить 10 слов: вода, река, гроза, яблоко, утка, дуб, гвоздь, карандаш, листок, лес. После первого чтения этих слов 5 баллов ставилось тем детям, которые запомнили свыше 6 слов, 4 балла – 5 слов, 3 балла - 4 слова, 2 балла – 3 слова, 1 балл- 2 слова.

Внимание. Как известно, преобладающим видом внимания младшего школьного возраста остается непроизвольное внимание. Для его характеристики использовалась следующая методика. Учитель задает вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет», а также называть цвета: голубой, желтый, зеленый и красный.

Вопросы:

1. Ты любишь лето?

2. Тебе нравится зелень парков?

3. Какого цвета небо летом?

4. Какие цвета летом основные?

5. Вы любите солнце?

6. Какого цвета солнце?

7. Какого цвета песок у реки?

8. Какого цвета огурцы?

9. Какого цвета абрикос?

10. Какого цвета вода в озере?

Если школьник внимателен, он при выполнении данного задания может набрать 10 баллов, каждое нарушение запрета – вычитание 1 балла. Отвечать на вопрос следует немедленно.

Организация исследований и обработка статистического материала

Исследование проводилось в несколько этапов:

На 1 этапе - (2003-2004 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы, определялись задачи исследования, осуществлялась подготовка к проведению педагогического эксперимента (организация экспериментальных и контрольных групп).

На 2 этапе - (2004-2005 гг.) исследовалась динамика развития познавательных способностей у школьников младших классов.

Статистическая обработка полученных результатов исследований заключалась в нахождении средней арифметической (М), ошибки средней арифметической ( m ), среднеквадратического отклонения ( d ). В некоторых исследованиях определялись коэффициент вариации (V). Вероятная оценка различных величин осуществлялась при помощи критерия «Стьюдента». Статистически значимыми результатами считались результат с вероятностью Р = 0,05 и 0,01.

Оценка познавательных способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями речи осуществлялась на основании изучения изменений с возрастом таких психических процессов, как восприятие, внимание и память. Характеристика умственных способностей детей осуществлялась по методике Л.Ф.Тихомировой.

Контрольные тесты проводились один раз в год (в мае) на одних и тех же школьниках, которые учились в 1-3 классах специализированной речевой школе. Предварительные исследования показали, что исходный средний уровень познавательных способностей у школьников экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличались.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Инновационные методы формирования коммуникативных умений учащихся на уроках
коммуникативный школьник речевой инновационный В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Искусственное насаждение средствами массовой информации «американизмов», нав ...

Формы детского церебрального паралича
В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича. В соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания эта классификация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания - двигательные, речевые и психические, ...

Характеристика специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития
Начальный период обучения грамоте младших школьников с задержкой психического развития представляет собой сложное единство, включающее представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Исследование И.Н. Садовниковой [39], Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [25] ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru