Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Педагогическая технология включает в себя четыре основных составляющих: оценку реального состояния изучаемых признаков, диагностическое выделение первоочередных задач, конкретно адресованную методику (систему упражнений, опирающуюся на закономерности) и средства интенсификации обучения.
Классификация педагогических технологий разрабатывалась разными авторами, наиболее полную, многомерную классификацию дал Г.К. Селевко, тем самым была заложена основа для создания банка педтехнологий.
В основу создания банка используемых в нашем эксперименте технологий положена более простая и удобная классификация, которая представляет собой открытую систему и может дополняться новыми технологиями.
Выявление и изучение закономерностей всегда предшествовало разработке технологий совершенствования общеучебных умений, в составлении которых принимало участие более 30 человек, среди которых и автор данного исследования. Предлагаемые технологии органично вписываются в структуру урока, так как на их применение затрачивается не более 5 минут; проведение ежеурочного технологичного тренажа требует соблюдения несложного правила: при формировании общеучебных умений важна не длительность, а частота тренировок.
Первое предположение об отсутствии положительной связи между состоянием общеучебных умений и качеством обучения было отвергнуто, так как до эксперимента качество обучения от первого к третьему классу упало на 10% (с 59 до 49), а после эксперимента оно возросло на 12% (с 45 до 57); была выявлена чрезвычайно сильная корреляция между общеучебными умениями и качеством обучения при достоверности вывода 0,99.
Второе предположение об отрицательном влиянии закрытия детских садов на успешность обучения подтвердилось: за истекший период качество обучения в первом классе упало на 14% (с 59 до 45).
Нашло подтверждение и третье предположение: учителя пятых классов, ссылаясь на перегруженность учебных программ, не проводили работу по совершенствованию общеучебных умений, что отрицательно сказалось на преемственности применения технологий и преимущественном их использовании только в начальной школе. В итоге наблюдался значительный спад качества обучения - с 57 до 40%.
Анализ допущенных ошибок обнаружил несовершенство обратной связи. Для повышения эффективности обратной связи ее вертикальные составляющие были дополнены горизонтальными, а диагностическая информация стала представляться на трех уровнях - для учителей и учеников, директора и его заместителей, работников управления образования города. Были разработаны формы диагностических таблиц; при этом отдавалось предпочтение графической форме подачи информации как более наглядной и емкой.
В исследовании использовался, в качестве важной составляющей обратной связи прогноз успешности обучения, основанный на зависимости качества обучения от количества хорошо читающих учащихся (при условии высокого уровня сформированности других общеучебных умений): такой прогноз носит вероятностный характер и действителен только для достаточно больших выборок учеников.
В соответствии с результатами диагностики, из всех технологий совершенствования общеучебных умений решающее значение имело достижение оптимального чтения; использование соответствующей технологии позволило преодолеть трудности, связанные с артикуляцией и оперативной памятью, что дало возможность повысить количество оптимально читающих пятиклассников с 35 до 55 %. Для дальнейшего увеличения результатов следовало преодолеть трудности быстрого перевода словесной информации в образную, поэтому мы свой выбор остановили на технологии эйдетического (образного) чтения А.М. Кушнира; здесь было реализовано мнение о необходимости взаимного дополнения и последовательного применения названных технологий.
Причины введения Единого государственного экзамена
Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) - централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. Введение ЕГЭ имеет сразу несколько причин и н ...
Разработка учебной программы по дисциплине «Экономика общественного
сектора»
Рабочая программа по дисциплине «Экономика общественного сектора» по специальности 08.01.00. «Экономика». Кафедра «Экономика» Объем часов: лекции – 36 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 18 часов. Всего по курсу – 72 часа. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. 1 ...
Педагогические требования
В процессе исторического развития человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате были выработаны и закреплены обязательные и безусловные нормы этих отношений. Они имеют обобщенный характер, поскольку затрагивают интересы всех людей, живущих на планете, а не какого-то отдельно ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.