Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Еще 20 лет назад В.В.Давыдов (1986) отмечал, что важнейшей задачей современной начальной школы выступает формирование у младших школьников творческого отношения к учебной деятельности. Предпосылки к успешному обучению младших школьников, как известно, складываются задолго до поступления ребенка в школу. Ссылаясь на работу Л.С.Выготского "Воображение и творчество в детском возрасте", В.В.Давыдов писал, что игровая деятельность дошкольников порождает "…у ребенка воображение как психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности… ", в сфере теоретического сознания и становления основ личности. В психологии накоплен большой фактический материал по изучению разных сторон феномена творчества в детском возрасте, который часто оказывается вне реального практического применения при решении проблемы формирования учебной деятельности, создания предпосылок к ее успешному осуществлению. Это исследования по детскому экспериментированию, изучению элементов диалектики в рассуждениях дошкольников в ходе преобразования противоречивых проблемных ситуаций, выявлению психологических условий продуктивности решения дивергентных задач, становлению продуктивного целеполагания и др.
В пилотажном исследовании изучалась взаимосвязь учебно-познавательной мотивации, креативности и творческого воображения детей младшего школьного возраста от 1 до 3 класса. В ходе исследования были обнаружены значимые корреляции между показателями креативности, творческого воображения и развитием учебно-познавательных интересов младших школьников.
Представляется важным включить в анализ психологических предпосылок успешного обучения младших школьников целый ряд показателей, полученных при исследовании феноменов творчества и воображения. И с этой целью соотнести их с развитием учебно-познавательной мотивации и операционально-технической готовностью к обучению в школе на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, а также младшего школьного и подросткового возраста.
Для подтверждения обозначенного выше положения, относительно переходного периода на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, мы провели новое исследование (май – сентябрь, 2007), в котором приняли участие три возрастные группы: старшая (5 лет, 43 человека) и подготовительная (6 лет, 48 человек) группы детского сада (д/с № 2426 г. Москвы), первый класс (7 лет, 60 человек) (школа № 1967 г. Москвы).
Цели эксперимента:
· Выявление связи творческого воображения с другими показателями операционально-технической готовности к обучению в школе и учебно-познавательной мотивации на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.
· Составление рабочего диагностического комплекса, направленного на выявление психологической готовности детей к школе и включающий специальный блок методик на выявление уровня развития феноменов творческого воображения.
В результате исследования в первом классе мы обнаружили тенденцию роста значений высокого уровня развития по показателям сюжетно-ролевой игры – на 57% (от 23% в подготовительной группе до 80% в первом классе); учебно-познавательной мотивации – на 18% (от 29% до 47%); операционально-технической готовности – на 51% (от 19% до 70%); творческого воображения – на 21% (от 21% до 42%) и феноменов творчества – на 9% (от 21% до 30%). Важно отметить, что мы не обнаружили ни одного ребенка в подготовительной группе детского сада и в первом классе, который показал бы низкий уровень развития творческого воображения.
Предмет, понятийный аппарат, проблемы
и задачи этнопсихологии
Этническая психология - наука о психическом своеобразии людей, принадлежащих к различным этническим объединениям (родоплеменным организациям, народностям, нациям). Этническая психология возникла на стыке двух гуманитарных дисциплин: социальной психологии и этнографии, образовав новую отрасль знания ...
Интерактивная творческая среда "Математический конструктор"
Интерактивная творческая среда, основанная на принципе динамической геометрии и предназначена для создания интерактивных чертежей (моделей) по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент. "1С:Математический конструктор" - первая рос ...
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников
через применение игровых технологий
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных интересов через использование игровых технологий на уроках русского языка. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является игра. Цель игры п ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.