Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
гуманизация обучение педагог психолог
Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе Шалва Александрович Амонашвили начал свой педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии - в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики. Были поставлены задачи – изгнать авторитаризм, крик, наказания, взгляд на детей сверху вниз, ущемление их чувства собственного достоинства. Школьники откликнулись большим доверием, спешили поспорить и поговорить. Далее в 60 – 70-х годах педагог возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием ««Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками.
Этот опыт был рожден в обычных условиях школы №1 г.Тбилиси, без специального подбора детей. Более чем 100 учителей экспериментальных классов, осуществляли методические установки, принципы организации жизни детей в школе, предложенные им лабораторией экспериментальной дидактики НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили МП Грузинской ССР, под руководством Ш.А. Амонашвили.
Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, достойных граждан страны, прежде всего, как творческих личностей, гуманистов и патриотов, и Ш.А. Амонашвили считает, что она была достигнута.
Задачи же отличались от традиционных взглядов в системе образования:
ü взраститьвысшие качества человека, главные из которыхБлагородство и Великодушие;
ü воспитать в личности духовность и нравственность;
ü помочь ученику освоению знаний, расширяющих его сознание и влекущих к творчеству и созиданию блага;
ü научить выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю;
ü раскрыть индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечить самореализацию учителя;
ü взрастить ответственность за свои мысли и слова;
ü привить любовь к Родине, почитанию и бережному отношению к многовековой культуре своего народа и человечества.
Педагоги смогли доказать жизнеспособность рекомендуемой системы работы с младшими школьниками. Годы совместной работы обогатили ее ценными методическими приемами, формами, предложениями.
В качестве эксперимента к стандартной системе обучения был добавлен подготовительный класс, введена пятидневка и уроки по 35 минут. В выходные дни: игры, походы на природу, в музеи, театры, зоопарк, цирк или кино. При изучении родной речи, чтении, письме, при каждом любом случае учитель применял для примеров слова: доброта, человек, честь, совесть, сострадание, родина, мама, папа, герой и пр. - являющиеся фундаментом для развития гуманной личности.Отмена отметок, полагая что дети в них не нуждаются, потому что оценка мешает им пристраститься к знаниям, жить в школе радостно и весело.Так же при без отметочном обучении у детей формируютсяспособности к оценке и самооценке.
Ш.А. Амонашвили[2]видит смысл гуманистического воспитания в том, чтобы добровольно расположить ребенка к нашим воспитательным намерениям в связи с его же преобразованием, сделать его нашим союзником и соратником в своем же воспитании; помочь ему полюбить знания, пристраститься к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Для достижения этой цели он стремился, чтобы дети воспринимали обучение как игру. Игра – источник жизни.
Методы и приемы использования краеведческого материала на уроках истории в
начальной школе
Методы - это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми резу ...
Анализ педагогической деятельности учителя – новатора И.П. Волкова
Деятельность И.П. Волкова направлена на создание условий для раскрытия творческих способностей детей, формирование трудовых навыков и умений, воспитания любви и уважения к труду, позволяющих сделать первые шаги в творчестве. Занятия, проводимые И.П. Волковым, были названы «уроками творчества». В на ...
Возрастные особенности младших школьников
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие проц ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.