Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Следующее происшествие. Утро. Звонок еще не прозвенел. Учитель пишет на доске упражнения. Ребята подбегают и сообщают о том, что товарищ, сдержанный мальчик, плачет. И если он плачет, значит случилось что-то серьезное. Его постригли, а одноклассник его обзывает. Учитель мог бы подозвать виновника к себе, строго сказать во всеуслышание, что он плохо поступает и потребовать извиниться. Или сказать девочкам, чтобы они пристыдили, осудили за такое недружелюбное поведение обижающего. А может подозвать обиженного к себе, посмотреть, как его постригли, похвалить, сказать, что он стал красивее выглядеть, как настоящий мужчина и что тоже любил в детстве так стричься! При этом не напоминая, что его кто-то обзывал. Это третий вариант.
Какой же из них выбрать? Если осудить того ученика, что обзывал, то этим можно унизить мальчика в глазах его товарищей по классу. А вдруг он вовсе не хотел обидеть? Конечно, обзывать нельзя, но детям трудно научиться управлять своими эмоциями, научиться быть тактичными, внимательными друг к другу. Если поручить девочкам осудить и пристыдить, то они так «пристыдят», что потом уже он будет жаловаться на девочек. Появляется новая задача с двумя неизвестными, решить которую сложнее. Важно восстановить ущемленное самолюбие постриженного, и поэтому необходимо чтобы дети поддержали. А чтобы не был осужден и второй участник конфликта, и чтобы предотвратить ситуацию в будущем, учитель должен поговорить с ним с глазу на глаз.
Продолжая записывать на доске упражнения, учитель шепчет стоящим возле него малышам с просьбой поддержать его. Сам просит плачущего мальчика принести большую линейку. Он вытирая слезы, несет ее. Обидчик стоит поодаль, зная, что дети все рассказали учителя и наблюдает за дальнейшими действиями.
- Ты что, постригся? – радостно спрашивает педагог. – Покажи, как тебя постригли!
Мальчик не спеша снимает шапку.
- Повернись! Наверное, хороший парикмахер попался! Хорошо постриг! В детстве я тоже любил стричь волосы вот-так, очень коротко, но тогда стригли не так хорошо, как сейчас. Надо мной ребята смеялись, какими только словами ни дразнили. Но я не обращал на это внимания. А через две-три недели у меня уже были кудри на голове . Знаешь, так ты мне больше нравишься, выглядишь, как настоящий мужчина! Не так ли, ребята?
Девочки и мальчики поддержали воспитателя, даже те, кто только что вошли в класс и ничего не знали о происшедшем. Начали тоже высказать одобрения о его новом облике. А учитель в этот же момент, предложил ребятам посмотреть на задания, что готовит на доске, специально переводя внимание от разговоров по поводу стрижки.
Эти истории демонстрируют, как умело можно использовать принципы гуманизации в процессе обучения для комплексного развития растущего человека.
Ш.А. Амонашвили в своей практике использовал несколько принципов:
Принцип продолжения жизни ребенка на уроке заключается в том, что ребенок не может оставить свою жизнь, свои впечатления, переживания где-то далеко за порогом школы и приходить чистым, стерилизованным стремлением учится. Он считал, что не стоит забирать из рук ребенка, принесенные ими в школу игрушки, последствия изъятия которого могут вызвать огорчение и тревогу за его судьбу. Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью, а он лишь попросит их поделиться с ним, со своим учителем, тем, что волнует каждого из них. В просьбе поиграть в них, учителю еще не отказал никто. Обсуждение событий, волнующих детей, пусть то болезнь бабушки или появления сестренки, обсуждаются совместно прямо на уроке. Например, по обоюдному желанию, школьники решили нарисовать открытки для больного дедушки одного из учащихся. Уроки являются источниками сознательной жизни детей, здесь берут начало воспитание отзывчивости, чуткости, сорадости, сочувствия, сопереживания, они становятся смыслом их жизни;
Проблема самостоятельности в трудах отечественных и зарубежных психологов и
педагогов
Во введении аргументирована актуальность темы исследования, определены его цель и задачи, обоснован выбор предмета и объекта исследования, указаны теоретико-методологические основы и методы исследования, сформулирована проблема исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическа ...
Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися
Создание условий для диагностики одаренности учащихся. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в систему научно-методической инновационной работы учителей. Создание и организация работы научно ...
Инновации
в воспитании
В учебных заведениях проверяются нетрадиционные модели воспитания. Так, в США на рубеже 1960-1970-x гг. осуществлялась федеральная программа "Школа будущего". Авторы ориентировались на принципы возвращения к Богу, индивиду, акцентировалось внимание на библейские ценности при нравственном ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.