Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Уроки письменно-речевой деятельности на основе программы и методики, которая направляется на познание ребенком самого себя, на его взаимоотношения с близкими, на совершенствование характера. В маленьких рассказах дети размышляют о разных, волнующих их проблемах, философствуют, мечтают; письменная речь становиться светильником души, одной из форм духовной жизни.
Уроки математического воображения. Главным в этом курсе становится: осмысление таких реалий, как беспредельность и вечность, мироздание и космос, порядок и гармония, многообразие и целесообразность. Также должны присутствовать компоненты воображения: сравнение, анализ, обобщение.
Урок Родного языка, в котором ребенок ставится в положение исследователя родного зыка, он открывает для себя обобщенные правила пунктуации, задачи правильного произношения.
Ш.А. Амонашвили[1] считает, что «школа стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями». Но, вместе с тем, «школа есть скалистые, трудные, требующие силы воли ступеньки лестницы восхождения, возвышения души», а также, трактуется, как дом радости (греч.), что «не отрицает сложности восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей».
По материалам исследования работ Ш.А. Амонашвили собраны рекомендации, представленные в виде памятки учителю, мысли великого педагога, отражающего всю суть гуманности:
ü Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах;
ü Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их. Не надо требовать от детей того, чего мы не смогли внушить им с помощью нашей педагогики;
ü Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом;
ü Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характера отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо допрос - почерк его педагогического мастерства;
ü Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует;
ü Педагогичными можно считать игры, которые возвышают детей - всех вместе и каждого в отдельности - до уровня их престижа. Игры же, которые могут хоть в малейшей степени унизить достоинство детей, непедагогичны, проводить их на уроках – аморально;
ü Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач;
ü Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее;
ü Нельзя хозяйничать на уроке, нарушать ход мыслей детей, занятых решением учебно-познавательной задачи. Нужно беречь право каждого ребенка работать спокойно;
ü Смысловое содержание языковых упражнений следует подбирать не только с той позиции, чтобы ребенок усваивал сегодня тот или иной способ речевой деятельности, но и с той, чтобы оно в ближайшем или отдаленном будущем стало одной из основ рождения в нем личности;
ü Если я хочу усовершенствовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не должен забывать, что сам был когда-то учеником, и должен добиваться того, чтобы моих сегодняшних воспитанников не мучали те же переживания, что мучали меня когда-то;
ü Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики;
ü Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам;
ü Способствовать взрослению ребенка в соответствии с его развивающимися силами - значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение к взрослению путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, значит лишать его истинного чувства переживания радости детства;
ü Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм;
ü Настоящий современный педагог - это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот, кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего;
Роль краеведческого материала при изучении истории в начальных классах
Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории отечества, поднимают научный уровень местного материала. Использование краеведческого материала на у ...
Индивидуальный подход в обучении
Каждый ученик – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особ ...
Методика практического использования ролевой игры
Теперь перейдем к краткому рассмотрению периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение учебного (языкового и речевого) материала по темам – тематическое планирование. Н. Д. Гальская и Н. И. Гез отмечают, что ролевая иг ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.