Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Горшкова К.В. и многие другие ученые считают, что все названные категории искони присущи славянскому глаголу, в том числе и древнерусскому. Однако формы выражений этих категорий и их значимость в системе глагольных категорий и форм в древнерусском языке существенно отличались от того, что свойственно современному русскому языку, и, если опираться на показания памятников письменности, напоминали систему категорий и форм старославянского глагола.
Категория вида (несовершенного и совершенного) – специфическая особенность славянского глагола, сложившаяся, как принято считать, на базе индоевропейских видовых отношений. Следы этих древних видовых различий, которые можно отметить в разных славянских языках внутри глаголов одного вида, по-разному характеризующих действие (типа вести – водити), вполне определенно отражают несовпадение древней видовой классификации с двучленным (бинарным) противопоставлением глаголов несовершенного ~ совершенного вида в славянских языках, где несовершенный вид – это «нейтральная» характеристика процесса в отношении времени его развертывания, а совершенный вид – уточнение временных границ осуществления процесса (обычно – окончания, реже – начала или двусторонней ограниченности: ср. совер.: писать – написать, петь – запеть, прыгать – прыгнуть).
Формирование двучленного противопоставления глаголов несовершенного и совершенного вида относится к эпохе, предшествующей периоду распада православного языка. Так, что ко времени появления старейших славянских текстов видовую оппозицию глаголов следует считать вполне оформившейся.
Категория времени связана с характеристикой действия или состояния по отношению к определенной временной точке – моменту речи (в бытовом диалоге) или иному моменту принимаемому за исходный (в повествовании). В соответствии с этим в категориально – грамматической интерпретации действительности противопоставлены три основных временных плана: момент речи или основного действия – как исходный (настоящее время), вне грамматического сознания – поступательно перемещающийся (например, на протяжении диалога или от одного события к другому – в повествовании); до (прошедшее время) или после временной «точки отсчета» (будущее время). В отличие от категорий вида, характеризуемой самой глагольной основой (в связи с чем видовое значение остается неизменным во всех формах одного глагола), категория времени в древнерусском языке (как и вообще в славянских языках) находит выражение в формообразующих и словоизменительных глагольных аффиксах.
Категория наклонения характеризует отношение процесса к действительности, то есть связана с выражением модальных отношений. При этом следует учитывать, что представленный в системе языка набор форм наклонений далеко не исчерпывает возможностей выражения тех многообразных модальных значений, необходимость в которых возникает в речевой практике. Поэтому наклонение как категорию собственно морфологическую следует отличать от синтаксической категории модальности, которая выражается как с помощью форм наклонения, так и с помощью лексических и собственно синтаксических средств, подчеркивающих реальность, гипотетичность, желательность, условность, невозможность и т.д. действия или состояния.
Система древнерусского языка (как и современного) отражает двухступенчатый характер средств выражения категории наклонения: реальному (изъявительному) наклонению, выраженному посредством временных аффиксов (суффиксов, личных окончаний и вспомогательных глаголов различных форм прошедшего, настоящего или будущего времени), противопоставлены ирреальные наклонения (повелительное и сослагательное), каждое из которых выражалось специализированными морфологическими средствами. таким образом, наклонение, как и время, является грамматическим значением глагольной формы, характеризующим устанавливаемое автором (говорящим) отношение действия (состояния) к действительности.
Категории лица и числа связаны с синтаксической функцией глагольной словоформы и всегда выражаются флексиями, присоединяемыми к формообразующим суффиксам. при этом категория лица характеризует только спрягаемые глагольные формы, функционирующие в качестве самостоятельного сказуемого или связки при именном сказуемом, а категория числа охватывает все изменяемые глагольные формы (включая именные), обеспечивая их синтаксическую связь с именем (подлежащим).
На протяжении истории языка категории лица и числа в плане содержания не изменились: изменения коснулись лишь формы выражения лица и числа, включая утрату форм двойственного числа в связи с развитием грамматической оппозиции единственного ~ неединственного числа у существительных, которым глагольные формы подчинены на уровне синтаксических связей.
Категория залога связана с противопоставлением действия (состояния) как активной функции субъекта (активный залог) и как его признака, не вытекающего из его активности или являющегося результатом внешнего воздействия. Из этого определения следует, что залог тесно связан с семантикой глагола и выражается в его синтаксических связях, оказываясь, таким образом, категорией лексико-грамматической.
Виды субкультур
Г.С.Абрамова отмечает, что это могут быть возрастные субкультуры (подростковая, юношеская, пожилых людей), профессиональные субкультуры (врачей, юристов, музыкантов, педагогов и т.д.), территориальные (сельские, городские. В том числе наиболее мелкие – дворовая, центровая, хуторская и т.д.), предме ...
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как
социозащитное учреждение
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и бе ...
Технология проблемного обучения географии
По вопросам проблемного обучения ведутся острые дискуссии. Одни авторы определяют проблемное обучение как новый тип обучения, другие – как метод (Оконь), относят к категории принципа (Кудрявцев). Проблемное обучение– это дидактический подход к учитывающей психологической закономерности самостоятель ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.