Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что «глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они приложены».
Само по себе глагольное слово богато и емко по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью. Толковые словари русского языка отмечают от трех до десяти и более значений одного глагола. В толковом словаре С.И. Ожегова у глагола «брать» отмечено 12 значений, «стоять» – 9 значений, «ломать» – 5 значений.
Богатство значений глагольного слова усиливается разнообразием живых значений приставок, а также многообразием его синтаксических возможностей. Сравним глаголы «бежать» и «выбежать», «убежать», «перебежать». Каждое из них представляет новое слово, подается в новой словарной статье и имеет подчас не одно, а несколько значений, – так глагол «убежать» имеет 4 значения.
Одним из методических условий, обеспечивающим эффективную работу по развитию речи с помощью «Толкового словаря», является познание самого слова, правильность его понимания, точность употребления в речи в разных значениях, умение заменить слово другим, более точным, выразительным.
Важным моментом в обогащении речи младшего школьного возраста играют синонимами и антонимами. В начальных классах не сообщаются теоретические сведения о синонимах, однако практическая работа с ними, наблюдения над языком предполагают формирование у учащихся понятия о синонимах. По современной методике работа с синонимами ведется в школе в следующих направлениях:
1) формирование понятия синонимии;
2) обогащение словаря учащихся;
3) формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании.
Система практических упражнений складывается из следующих элементов:
а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в их употреблении;
в) специальные упражнения с синонимами;
г) активизация синонимов, т.е. использование их в связной речи;
д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов, замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Наблюдая за явлениями, предметами окружающего мира, учащиеся уже в первом классе имеют возможность усвоить следующие синонимические ряды: бежать, нестись, шагать; заходить, садиться, закатываться;
В результате работы с синонимами учащиеся получают о них представление как о словах, близких по значению. В то же время у детей формируется понимание того, что эти слова отличаются оттенкам значения.
Во втором классе работа по формированию понятия «синонимы» расширяется и углубляется. Дети знакомятся с новыми синонимическими рядами, закрепляют прежние, учатся отличать однокоренные слова и слова-синонимы, наблюдают над сочетаемостью слов и их употреблением. В то же время идет формирование умений в подборе точного и яркого слова для выражения мысли.
В третьем классе в ходе анализа языкового материала при изучении частей речи у учащихся происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.
Проблема развития коммуникативных навыков в методической литературе
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деят ...
Проблемы развития одаренных детей в процессе обучения математике
В предыдущем параграфе рассмотрены различные условия и методы работы с одаренными детьми. Существует множество авторских программ по выявлению и развитию детей с высокими способностями, способов и подходов к данной задаче. Но, в настоящее время, невозможно рассматривать одно из направлений в работе ...
Мастерство педагога в управлении познавательной деятельностью учащихся на
уроке
Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет па все психические процессы и функции: восприятие, внимание, ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.