Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Проблема обогащения речи младших школьников глаголами в процессе работы со словарями в учебно-методической литературе

Материалы » Опыт деятельности по обогащению словаря младших школьников глаголами » Проблема обогащения речи младших школьников глаголами в процессе работы со словарями в учебно-методической литературе

Страница 2

Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что «глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они приложены».

Само по себе глагольное слово богато и емко по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью. Толковые словари русского языка отмечают от трех до десяти и более значений одного глагола. В толковом словаре С.И. Ожегова у глагола «брать» отмечено 12 значений, «стоять» – 9 значений, «ломать» – 5 значений.

Богатство значений глагольного слова усиливается разнообразием живых значений приставок, а также многообразием его синтаксических возможностей. Сравним глаголы «бежать» и «выбежать», «убежать», «перебежать». Каждое из них представляет новое слово, подается в новой словарной статье и имеет подчас не одно, а несколько значений, – так глагол «убежать» имеет 4 значения.

Одним из методических условий, обеспечивающим эффективную работу по развитию речи с помощью «Толкового словаря», является познание самого слова, правильность его понимания, точность употребления в речи в разных значениях, умение заменить слово другим, более точным, выразительным.

Важным моментом в обогащении речи младшего школьного возраста играют синонимами и антонимами. В начальных классах не сообщаются теоретические сведения о синонимах, однако практическая работа с ними, наблюдения над языком предполагают формирование у учащихся понятия о синонимах. По современной методике работа с синонимами ведется в школе в следующих направлениях:

1) формирование понятия синонимии;

2) обогащение словаря учащихся;

3) формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании.

Система практических упражнений складывается из следующих элементов:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;

б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в их употреблении;

в) специальные упражнения с синонимами;

г) активизация синонимов, т.е. использование их в связной речи;

д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов, замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Наблюдая за явлениями, предметами окружающего мира, учащиеся уже в первом классе имеют возможность усвоить следующие синонимические ряды: бежать, нестись, шагать; заходить, садиться, закатываться;

В результате работы с синонимами учащиеся получают о них представление как о словах, близких по значению. В то же время у детей формируется понимание того, что эти слова отличаются оттенкам значения.

Во втором классе работа по формированию понятия «синонимы» расширяется и углубляется. Дети знакомятся с новыми синонимическими рядами, закрепляют прежние, учатся отличать однокоренные слова и слова-синонимы, наблюдают над сочетаемостью слов и их употреблением. В то же время идет формирование умений в подборе точного и яркого слова для выражения мысли.

В третьем классе в ходе анализа языкового материала при изучении частей речи у учащихся происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Интерактивная творческая среда "Математический конструктор"
Интерактивная творческая среда, основанная на принципе динамической геометрии и предназначена для создания интерактивных чертежей (моделей) по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент. "1С:Математический конструктор" - первая рос ...

Общая характеристика детского церебрального паралича
У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как ...

Технология Ю.Л. Троицкого
Ни технологии традиционного обучения, ни технологии проблемного обучения, не предполагают развитие у детей творческих начал в поиске объективного исторического знания. В данных системах господствует безусловное господство репродуктивного способа усвоения авторского учебникового знания. Но материал ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru