Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Нами были разработаны уроки, на которых активизируется речь учащихся начальных классов в процессе употребления глаголов. Приведем в пример их фрагменты.
Тема: Глагол как часть речи.
I. Словарно – орфографическая работа.
– Ребята, найдите в своих словарях слово спешить
. Прочитайте его, запомните. Обратите внимание на первую гласную.
– Проговорите слово вслух. Запомните его на слух.
Учитель записывает слово на доске, ученики в словариках.
– Отметьте ударный слог.
Слово спешить произошло от болгарского «спех» – «ускорять, бежать».
– Подберите синонимы к слову спешить (торопиться, бежать, мчаться).
II. Объяснение нового материала.
1. Слово учителя.
Представьте себе такую картину: вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо голубое. Весна улыбнулась. Вот уже снег сделался грязным, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. На улицах шум весенний. Весна голос подает. Уже тепло.
Все эти действия передаются с помощью глаголов. Именно они делают нашу речь живой. Спросите любого: «Что делает человек? Солнце? Птицы?» – и он ответит: Человек живет, чувствует. Солнце светит, радует. Птицы поют, заливаются. А все ли птицы поют одинаково? Конечно, нет. Одни щебечут, заливаются, другие свистят, пищат или даже стрекочут. Вот сколько глаголов обозначающих пение птиц.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только называть предмет, но и оценивать его, определяя его действия.
1. Беседа.
· А что обозначают глаголы?
· Какие действия предметов были перечислены в тексте?
· Какие глаголы для этого использовались.
· Какая часть речи делает нашу речь живой? Почему? Перечислите те, которые запомнили.
2. Чтение правила, стр. 195.
III. Первичное закрепление.
Ребята спешат в детский садик. Они приготовили подарки для малышей. Коля склеил домик. Оля вылепила Буратино. Петя вырезал из бумаги солдатиков. Лида нарисовала и раскрасила клоуна. Малыши обрадуются подаркам.
Задание.
· Догадайтесь, о каком времени года говорится в тексте?
· Какие слова помогли вам догадаться об этом?
· Озаглавьте текст, спишите.
· Подчеркните глаголы.
– Подберите к слову спешить близкие по значению слова, противоположные по значению (мчаться, бежать, торопиться; медлить, семенить, плестись).
Тема: Изменение глаголов по числам.
1. Словарно – орфографическая работа.
Подумайте, что нужно делать перед выступлением для того, что бы оно получилось красивым, интересным и без запинок?
Найдите это слово в словарях. Прочитайте его. Запомните. Обратите внимание на безударные гласные в корне.
– Произнесите слово репетировать вслух. Запомните, как оно слышится.
Учитель записывает слова на доске, учащиеся в словариках.
– Поставьте ударение в слове. Глагол репетировать по своему происхождению связан с немецким словом «репетирен», что означает повторять.
Репетировать, репетиция, репетируемый.
– Какие синонимы можно подобрать к слову репетировать?
(повторять, готовиться).
На этапе закрепления учащиеся встречаются с новым словом при работе над стихотворением.
2. Работа над стихотворением – шуткой.
Паша – пашет,
Маша – машет,
Катя – катит,
Вити – вьют,
Коля – колет,
Поля – полет,
Пети – репетируют.
– Являются ли родственными слова в каждой строчке?
– Проверьте себя. Подумайте, как будут звать ребят, когда они станут взрослыми.
– Назовите глаголы в единственном числе, во множественном числе.
– Что означают глаголы в единственном числе? Во множественном числе?
– Составьте с каждым глаголом словосочетание. Например, пашет землю, машет рукой и др.
Тема: Изменение глаголов по временам.
I. Словарно – орфографическая работа.
– Отгадайте загадку.
Утром – на четырех ногах,
В полдень – на двух,
Вечером – на трех.
(Человек)
– Кем по профессии может быть человек?
– Назовите действия человека по его профессии:
врач (что делает?) лечит
учитель (что делает?) учит
портной (что делает?) шьет
строитель (что делает?) строит
– Запишите такие словосочетания:
строил планы
строит дом
будет строить будущее
– Подберите близкие по значению слова или словосочетания.
– Чем 1 и 3 словосочетания отличаются от второго?
(переносное значение).
II. Объяснение нового материала
Ситуативное мышление младшего школьника
Мышление ребенка зарождается и развивается, во-первых, в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием. Собственно мыслительная деятельность в процессе наблюдения выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. Вещи познаются сна ...
Требования нормативных документов к преподаванию оптики в средней школе
Требования, относящиеся к организации образовательного процесса по физике в целом и оптике как одному из разделов учебной дисциплины, в концентрированном виде содержатся в документах министерства образования Республики Беларусь: "Концепции учебного предмета "Физика", учебных программ ...
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Начнем с того, что рассмотрим мнения специалистов, т.е. психологов и педагогов, по данному вопросу. Каков же их взгляд на эту проблему? Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском ее решения уже давно работают многие педагогики и психолог ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.