Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Предметом постоянного внимания учителя по-прежнему остается изменение глаголов по временам. Учащиеся углубляют знания о неопределенной форме
как о начальной форме глагола. Это важно для правильного образования учащимися временных окончаний глагола, по неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.
Нами был составлен и апробирован комплекс упражнений и индивидуальных заданий с учетом дифференцированного обучения, нацеленные на развитие внимания учащихся, прежде всего к лексическому значению глаголов.
1) Поиск нового слова. Учитель предлагает найти в орфографических словарях (у каждого ученика имеется школьный «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова) новое трудное слово, например томить. Ребята вчитываются в него, всматриваются, запоминают. «Обратите внимание на вторую букву», – советует учитель. Запоминается графический образ слова (как слово видится).
2) Толкование. Если есть необходимость, объясняется лексическое значение слова.
3) Проговаривание. Затем дети четко проговаривают слово; запоминается его слуховой образ (как слово слышится).
4) Запись слова в словариках. Только после этого учитель пишет слово на доске, ученики – в своих рукописных словариках. Запоминается рукодвигательный образ слова (как оно пишется, как «берет» его рука). Отмечается ударный слог, подчеркиваются буквы, которые обозначают звуки в слабой позиции и поэтому требуют особого внимания.
5) Подбор однокоренных слов, элементы лексического или этимологического анализа. Для закрепления подбираются и записываются однокоренные слова, проводится элементарный лексический и словообразовательный анализ. Запись слов сохраняется на доске в течение всего урока. При подведении итогов не забывается и новое трудное слово: ученики читают его, объясняют как оно пишется и почему.
Индивидуальная карточка 1
1. Гвоздь легко идет в доску.
– найдите в предложении глагол и подчеркните его;
– обратитесь к «Толковому словарю», установите, какие значения может иметь слово «идет»
– подбери к слову идет синоним;
2. К словам левого столбика найдите близкие по смыслу слова из правого. Запишите пары:
Журчать – … стонать
Играть – … звенеть
Шуметь – … пиликать
Скрипеть – … клокотать
Плакать – … скрежетать
Индивидуальная карточка 2
Найдите слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение, используйте толковый словарь:
– Выберешь местечко поукромней, сядешь и слушаешь, как ласково журчит, разговаривает речная вода. (В. Солоухин)
– И вдруг гора охнула и задрожала! Где-то внутри нее зародился гул; он рвется наружу, приближается и растет. (Н. Сладков)
Сравните глаголы и определите, что общего и различного в значениях этих слов: петь – заливаться, мяукать – мурлыкать, играть – наигрывать.
Индивидуальная карточка 3
1. Прочитайте слова. Выясните, что они обозначают: идти, шагать, брести, плестись.
Подберите к данным существительным наиболее подходящий глагол:
спортсмены…
старушка…
лошаденка…
2. Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут.
Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)
Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол «злятся» в прямом значении.
Индивидуальная карточка 4
1. Какие из помещенных в скобках глаголов наиболее подходят к данным предложениям? Почему?
Попробуй (залезть, влезть, взлезть) на это дерево.
Комар (взлетел, залетел) в комнату.
Он (исходил, походил, переходил) много дорог.
2. Задание: выписать пары слов с противоположным значением. Составить предложение с глаголом движения: ложиться, рыдать, мешать, хохотать, взять, вставать, хвалить, помогать, ругать, уходить.
3.
Сравните два отрывка из стихотворения С. Есенина:
а) «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.»
б) «Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь Серебрист и светел.»
– Назовите глаголы в первом отрывке. Зачем поэт использует их в своем произведении? (передать различные изменения в природе) Объясните значение глаголов.
– Заметили ли вы во втором отрывке какое-то движение?
Данная словарно – орфографическая работа дает хорошие результаты и в основном сохраняется в последующих классах; меняется лишь список самих слов, их количество, характер трудности.
Проблема обучения и развития одаренных детей
Учащийся 3-го класса показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает. Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантлив ...
Результаты изучения готовности детей к школе
В целях определения готовности детей к школьному обучению мы использовали следующие методики: 1.Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной), которая направлена на изучение произвольного внимания дошкольника. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки (домика). Задание позволяет выя ...
Особенности работы социального педагога
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Рассмотрим последовательно каждую из составляющих. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального п ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.