Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В начальной школе учащиеся знакомятся с темой «Глагол». Обучение начинается в 1 классе, углубляется и расширяется в следующих классах.
В 1 классе точное определение глагола не дается. Задача учителя в том, чтобы научить детей ставить вопросы: что делает? что делают? что делал?;
т.е. находить эту часть речи в ряду других слов по вопросам. Это грамматическая пропедевтика, подготовка к изучению глагола. Очень важно в 1 классе заложить прочную основу для последующего овладения знаниями о глаголе, рассматривая одновременно формальные признаки этой группы слов (т.е. вопросы, на которые отвечают глаголы) и семантическую сторону (это слова – названия действий предметов). Ознакомление со словами, обозначающими действие и отвечающими на вопрос что делает?,
осуществляется на специально отобранной лексике, включенной в материал упражнений учебника. Это слова, обозначающие физические действия (бежит, плавает, летал), трудовые процессы (пилит, копает, шил), а также слова, обозначающие состояние (стоит, светит, думал). Грамматическое понятие «действие предмета» формируется постепенно, по мере расширения диапазона значений слов – глаголов.
Учитель использует разнообразные приемы, чтобы развести в сознании учащихся действие и слово, обозначающее это действие. Расширяется понятие «действие предмета», так как первоклассники отождествляют это понятие большей частью с физическими действиями (движения, работа и т.д.), а такие слова, как летит, думает, молчит, звонит, спит, мечтает часто не воспринимаются как слова, обозначающие действия. Учитель обучает детей, прежде всего, постановке вопросов к этим словам. Далеко не все вопросы, на которые отвечают слова – названия действий, включаются в работу. Это преимущественно вопросы наиболее простые: что делает? что делают? (наст. вр., 3-е л., ед. и мн. число). Вопросы что делаешь? Что делаете? или. что будут делать? не используются на данном этапе обучения.
Во 2 классе учащиеся знакомятся с термином «глагол» и определением. Слова,
которые отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал? Что будет делать? что сделал? Что сделает? называют действия предметов. Читал, читает, читал, будет читать, написал, напишет – это глаголы.
Во 2 классе продолжается наблюдение над употреблением глаголов в речи, в том числе и глаголов, близких и противоположных по смыслу. Учитель воспитывает у учащихся внимание к смысловым оттенкам слова, учит точно употреблять их в соответствии с целями своего высказывания. Например, глагол убегать общеупотребителен, а глагол удирать употребляется в разговорной речи. Также без введения понятия идет пропедевтическая работа над категорией числа; учащиеся учатся различать смысловые оттенки глаголов-синонимов. Например, глаголы бросать, кидать, метать, швырять объединены общим значением – «быстро, резким движением перемещать куда-нибудь какой-нибудь предмет». Из всех этих слов наиболее употребительно слово бросать. Кидать имеет то
же значение, но является словом разговорной речи. Швырять указывает на оттенок раздражения или небрежности при совершении действия, чего нет в слове бросать.
В 3 классе учащиеся вновь останавливаются на теме: «Глагол», закрепляют данное понятие и рассматривают, какую роль выполняют глаголы в нашей речи.
В данном классе дается определение: «Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? что делал? что сделал?» и углубляется работа над грамматическими категориями глагола. Учащиеся знакомятся с темами: «Изменение глагола по числам», «Изменение глаголов по временам». Учащиеся узнают, что в изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Категорию времени учатся определять по вопросам (в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делает? что делаешь? что делаете? что делают?), (в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делая? что сделал? что делали? что сделали?), (в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать?) Узнают, что определять время можно не только по вопросу, но и по формальным показателям (например, глаголы прошедшего времени можно узнать по вопросам: что делал? что сделал? и по суффиксу – Л что делал?
читал, видел, пел.)
Вводится понятие «неопределенная форма глагола». Неопределенная форма глагола рассматривается авторами учебника как начальная форма глагола. Учащиеся учатся изменять глаголы по временам. После изучения форм времени глагола учащиеся 3 класса подробно останавливаются на изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Условия эффективности педагогического внушения
Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является способом внушения, самым мощным и могущественным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека, «всякий говорящий внушает». В основе вн ...
Сущность и особенности инновационного управления
Цели занятия: сформировать свои подходы к организации образовательного процесса; изучить интерактивные технологии обучения; раскрыть сущность технологии проектного обучения; проанализировать состояние компьютерных обучающих технологии. План: Педагогические инновации. Инновационные образовательные у ...
Математика как учебный предмет
Первые сведения об учении детей простейшим вычислениям встречаются в источниках по истории стран Древнего Востока. Большое влияние на развитие школьного математического образования оказала математическая культура Древней Греции, где уже в 5 веке до н.э. в связи с развитием торговли, мореплавания ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.