Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В данной работе рассмотрены содержание и структура учебной дисциплины «Экономика общественного сектора», которая особую роль в повышении качества профессиональной подготовки специалистов экономистов-менеджеров. Дисциплина «Экономика общественного сектора» объединяет в себе ряд фундаментальных дисциплин таких как «Экономическая теория», «История экономики», «История экономических учений», «Макроэкономика», «Финансы» и ряд других дисциплин. При изучении данной учебной дисциплины студенты знакомятся с основными теоретическими концепциями и актуальными прикладными вопросами, возникающими в общественном секторе национальной экономики. По данному курсу разработана рабочая программа на 72 аудиторных часа и методическое обеспечение к ней.
Общественный (государственный) сектор в рыночной экономике играет особую роль, которая заключается в предоставлении потребителям (населению) особого рода благ и услуг, не производимых в частном секторе, а также в осуществлении перераспределения доходов и социальной защите населения. Принципы функционирования общественного сектора кардинально отличаются от принципов действия рыночных механизмов, так как они основываются не на свободном действии конкурентных сил, а опираются на право принуждения, принадлежащее государству, и ориентируются на коллективные предпочтения и коллективный выбор.
Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:
-во-первых, рынок не действует или действует только частично, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена продукцией и услугами от хозяйственной деятельности;
- во-вторых, производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
- в-третьих, экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.
В отличие от рыночного общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи. В общественном секторе осуществляется производство экономических благ особого рода – общественных благ. Между рыночным и общественными секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и формируются потоки экономических благ. Общественным сектор играет активную роль к кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.
В настоящее время в России формируется российская версия учебного курса «Экономика общественного сектора». В 1995 году на дневном отделении экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова впервые в отечественной истории был прочитан учебный курс «Экономика общественного сектора». Для российских ученых представляет особый интерес международное сотрудничество с представителями западных университетов по проблемам экономики общественного сектора. Такое сотрудничество необходимо для того, чтобы они, опирались на накопленный учеными других стран потенциал в этой области экономических знаний и, учитывая особенности России как страны евразийской цивилизации, могли внести свой вклад в мировую науку.
Теоретический анализ особенностей функционирования общественного сектора в условиях трансформации российской экономики представляет собой новую и во многом неисследованную проблему. Кроме того, для формирования эффективного механизма функционирования общественного сектора необходимо изучить опыт рыночных экономик развитых капиталистических государств и возможности его использования в развитии общественного сектора РФ, который возник на базе административно-командной системы и который во многом унаследовал ее некоторые недостатки. Необходимо подчеркнуть, что процессы, протекающие в общественном секторе, в существенной степени определяют экономическую ситуацию в целом по стране, при этом закономерности функционирования общественного сектора отличаются определенными особенностями.
Экономика общественного сектора имеет свою специфику и дает комплексное представление о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономической жизни общества в условиях становления рыночных отношений.
Цель исследования
заключается в разработке рабочей программы, включая содержание курса «Экономика общественного сектора» и их внедрения в реальную практику процесса обучения экономического вуза.
Курс "Экономика общественного сектора" знакомит студентов с основами функционирования общественного сектора, определяет его место и роль в экономической системе, раскрывает функции, методы управления госимуществом, источники привлечения и направления использования ресурсов, а также подходы к оценке эффективности использования ресурсов государственными и муниципальными предприятиями.
Данный курс необходим для студентов всех экономических специальностей, так как дает комплексное представление о функционировании современной экономической системы любого государства. Данный курс объединяет в себе многие разделы таких дисциплин как «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономики, «История экономических учений», «Философия», «Экономика организаций», «Финансы», «Налоги и налогообложение» и других экономических дисциплин. Особую роль он играет в процессе подготовки студентов, специализирующихся в области государственного управления, государственных и муниципальных финансов, социальной политики, налогообложения, создавая теоретическую основу для дальнейшего успешного изучения прикладных дисциплин соответствующих профессиональных направлений.
Предлагаемый курс является актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношении. Теоретический анализ особенностей функционирования общественного сектора в условиях трансформации российской экономики представляет собой новую и во многом неисследованную проблему. Необходимо подчеркнуть, что процессы, протекающие в общественном секторе, в весьма существенной степени определяют экономическую ситуацию в целом, при этом закономерности функционирования данного сектора отличаются глубокими особенностями. Все это определяет необходимость изучения студентами курса «Экономика общественного сектора» и делает данный курс важным и актуальным для подготовки нового поколения российских экономистов-менеджеров.
Объект исследования
- методическое обеспечение учебной дисциплина «Экономика общественного сектора» на современном этапе реформирования национальной системы высшего профессионального образования.
Предмет исследования
– позиционирование роли дисциплины «Экономика общественного сектора» в повышении качества профессиональной подготовки в экономическом вузе.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
1. Представлен анализ теоретических основ государственности в современных национальных экономиках мира.
2. Демонстрируются на основе ретроспективного анализа модели национальных экономик мира, с рассмотрением структуры и факторов развития их общественного сектора.
3. Исследуются методические подходы, которые используются для формирования общественных расходов и доходов в государственном секторе национальной экономики России.
4. Дается анализ методических подходов к экономической оценки эффективности общественных расходов.
5. Разработаны методические основы для обеспечения качественного преподавания учебной дисциплины «Экономика общественного сектора» в экономическом вузе и проведена экспериментальная практическая апробация разработанных материалов в учебном процессе.
Для решения поставленных задач в работе использованы аналитические, эмпирические и статистические методы исследования.
Научная новизна.
1. Разработан научный подход к созданию рабочей программы с целью внедрения в учебный процесс дисциплины «Экономика общественного сектора» в целях повышения качества профессиональной подготовки в экономическом вузе.
2. Научно обоснованно методическое сопровождение по текущему и остаточному контролю знаний студентов.
Практическая значимость
результатов дипломной работы. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе НОУ ВПО Сибирской академии финансов и банковского дела с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих экономистов-менеджеров.
Материалы дипломной работы апробированы на заседаниях кафедр «Экономика и антикризисное управление» и «Педагогика и психология».
Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической
деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...
Деятельность Махмутова Мирзы Исмаиловича
Один из выдающихся деятелей отечественной педагогики, наш современник Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как учёный, автор более 500 научных работ по лингвистике и педагогике, государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан. Мирза И ...
Планы-конспекты уроков по оптике для 11 класса
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света Тип урока: комбинированный. Цели урока: 1) познавательная цель: углубить понимание явления отражения света на основе изученной в 8-ом классе темы "Закон отражения света", получить закон отражения света на основе принципа Гюйгенса; 2) развивающая цел ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.