Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Разработка рабочей программы по курсу "Экономика общественного сектора" и её внедрение в практику процесса обучения экономического вуза

Материалы » Разработка рабочей программы по курсу "Экономика общественного сектора" и её внедрение в практику процесса обучения экономического вуза

В данной работе рассмотрены содержание и структура учебной дисциплины «Экономика общественного сектора», которая особую роль в повышении качества профессиональной подготовки специалистов экономистов-менеджеров. Дисциплина «Экономика общественного сектора» объединяет в себе ряд фундаментальных дисциплин таких как «Экономическая теория», «История экономики», «История экономических учений», «Макроэкономика», «Финансы» и ряд других дисциплин. При изучении данной учебной дисциплины студенты знакомятся с основными теоретическими концепциями и актуальными прикладными вопросами, возникающими в общественном секторе национальной экономики. По данному курсу разработана рабочая программа на 72 аудиторных часа и методическое обеспечение к ней.

Общественный (государственный) сектор в рыночной экономике играет особую роль, которая заключается в предоставлении потребителям (населению) особого рода благ и услуг, не производимых в частном секторе, а также в осуществлении перераспределения доходов и социальной защите населения. Принципы функционирования общественного сектора кардинально отличаются от принципов действия рыночных механизмов, так как они основываются не на свободном действии конкурентных сил, а опираются на право принуждения, принадлежащее государству, и ориентируются на коллективные предпочтения и коллективный выбор.

Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:

-во-первых, рынок не действует или действует только частично, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена продукцией и услугами от хозяйственной деятельности;

- во-вторых, производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

- в-третьих, экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи. В общественном секторе осуществляется производство экономических благ особого рода – общественных благ. Между рыночным и общественными секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и формируются потоки экономических благ. Общественным сектор играет активную роль к кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.

В настоящее время в России формируется российская версия учебного курса «Экономика общественного сектора». В 1995 году на дневном отделении экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова впервые в отечественной истории был прочитан учебный курс «Экономика общественного сектора». Для российских ученых представляет особый интерес международное сотрудничество с представителями западных университетов по проблемам экономики общественного сектора. Такое сотрудничество необходимо для того, чтобы они, опирались на накопленный учеными других стран потенциал в этой области экономических знаний и, учитывая особенности России как страны евразийской цивилизации, могли внести свой вклад в мировую науку.

Теоретический анализ особенностей функционирования общественного сектора в условиях трансформации российской экономики представляет собой новую и во многом неисследованную проблему. Кроме того, для формирования эффективного механизма функционирования общественного сектора необходимо изучить опыт рыночных экономик развитых капиталистических государств и возможности его использования в развитии общественного сектора РФ, который возник на базе административно-командной системы и который во многом унаследовал ее некоторые недостатки. Необходимо подчеркнуть, что процессы, протекающие в общественном секторе, в существенной степени определяют экономическую ситуацию в целом по стране, при этом закономерности функционирования общественного сектора отличаются определенными особенностями.

Экономика общественного сектора имеет свою специфику и дает комплексное представление о причинах, формах, механизмах и последствиях участия государства в экономической жизни общества в условиях становления рыночных отношений.

Цель исследования

заключается в разработке рабочей программы, включая содержание курса «Экономика общественного сектора» и их внедрения в реальную практику процесса обучения экономического вуза.

Курс "Экономика общественного сектора" знакомит студентов с основами функционирования общественного сектора, определяет его место и роль в экономической системе, раскрывает функции, методы управления госимуществом, источники привлечения и направления использования ресурсов, а также подходы к оценке эффективности использования ресурсов государственными и муниципальными предприятиями.

Данный курс необходим для студентов всех экономических специальностей, так как дает комплексное представление о функционировании современной экономической системы любого государства. Данный курс объединяет в себе многие разделы таких дисциплин как «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономики, «История экономических учений», «Философия», «Экономика организаций», «Финансы», «Налоги и налогообложение» и других экономических дисциплин. Особую роль он играет в процессе подготовки студентов, специализирующихся в области государственного управления, государственных и муниципальных финансов, социальной политики, налогообложения, создавая теоретическую основу для дальнейшего успешного изучения прикладных дисциплин соответствующих профессиональных направлений.

Предлагаемый курс является актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношении. Теоретический анализ особенностей функционирования общественного сектора в условиях трансформации российской экономики представляет собой новую и во многом неисследованную проблему. Необходимо подчеркнуть, что процессы, протекающие в общественном секторе, в весьма существенной степени определяют экономическую ситуацию в целом, при этом закономерности функционирования данного сектора отличаются глубокими особенностями. Все это определяет необходимость изучения студентами курса «Экономика общественного сектора» и делает данный курс важным и актуальным для подготовки нового поколения российских экономистов-менеджеров.

Объект исследования

- методическое обеспечение учебной дисциплина «Экономика общественного сектора» на современном этапе реформирования национальной системы высшего профессионального образования.

Предмет исследования

– позиционирование роли дисциплины «Экономика общественного сектора» в повышении качества профессиональной подготовки в экономическом вузе.

В процессе исследования решаются следующие задачи:

1. Представлен анализ теоретических основ государственности в современных национальных экономиках мира.

2. Демонстрируются на основе ретроспективного анализа модели национальных экономик мира, с рассмотрением структуры и факторов развития их общественного сектора.

3. Исследуются методические подходы, которые используются для формирования общественных расходов и доходов в государственном секторе национальной экономики России.

4. Дается анализ методических подходов к экономической оценки эффективности общественных расходов.

5. Разработаны методические основы для обеспечения качественного преподавания учебной дисциплины «Экономика общественного сектора» в экономическом вузе и проведена экспериментальная практическая апробация разработанных материалов в учебном процессе.

Для решения поставленных задач в работе использованы аналитические, эмпирические и статистические методы исследования.

Научная новизна.

1. Разработан научный подход к созданию рабочей программы с целью внедрения в учебный процесс дисциплины «Экономика общественного сектора» в целях повышения качества профессиональной подготовки в экономическом вузе.

2. Научно обоснованно методическое сопровождение по текущему и остаточному контролю знаний студентов.

Практическая значимость

результатов дипломной работы. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе НОУ ВПО Сибирской академии финансов и банковского дела с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих экономистов-менеджеров.

Материалы дипломной работы апробированы на заседаниях кафедр «Экономика и антикризисное управление» и «Педагогика и психология».

Новые статьи:

Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...

Деятельность Махмутова Мирзы Исмаиловича
Один из выдающихся деятелей отечественной педагогики, наш современник Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как учёный, автор более 500 научных работ по лингвистике и педагогике, государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан. Мирза И ...

Планы-конспекты уроков по оптике для 11 класса
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света Тип урока: комбинированный. Цели урока: 1) познавательная цель: углубить понимание явления отражения света на основе изученной в 8-ом классе темы "Закон отражения света", получить закон отражения света на основе принципа Гюйгенса; 2) развивающая цел ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru