Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В последние годы психологами и педагогами констатируется увеличение снижение общей успешности школьников. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (ожиданий, надежд) либо превзошел их.
Успешность трактуется как соответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Понятие успешности, или "ситуации успеха" старшеклассников закономерно связано с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение и воспитание старшеклассников в школе.
В психолого-педагогической литературе эффективность очень мало говорится об успешности школьной деятельности и средствах ее повышения. Так, основополагающей в данной смысле является работа П.П. Блонского "Педология" [9], где характеризуются факторы успешности школьников. Немаловажным является также труд А.С. Белкина [7], который определяет ситуацию успеха как "единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться". С психологической точки зрения, это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, уровнем притязаний, либо превзошел их — отсюда устойчивое чувство удовлетворения, сильные мотивы деятельности, повышение самооценки, самоуважения. Старший школьник , как и человек взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, пытается прогнозировать свои возможности.
На наш взгляд, большие возможности в повышении успешности старшеклассников представляет внеурочная деятельность.
Подростковый период развития человека характеризуется рядом специфических новообразований: развитием самосознания, проявлением чувства взрослости, выраженного в эмансипации, группировании со сверстниками, конформизмом, стремлением самоутвердиться и тому подобнoe, что ставит этот возраст в ранг "трудных" в образовательном процессе.
В связи с тем, что различные детские организации были ликвидированы, образовательный процесс в некоторых школах стал ориентированным в большей степени на учебную деятельность детей, тогда как воспитанию личности в условиях общеобразовательной школы уделяется зачастую фрагментарное внимание. Между тем, большой социализирующий потенциал несет внеурочная деятельность. В связи с этим для современной педагогической науки проблема успешной социализации старших подростков во внеурочной деятельности является актуальной. База такой постановки проблемы подготовлена целым рядом исследований.
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и других.
Базовыми в понимании процесса социализации личности явились подходы Г.М. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Р. Бернса, В.Г. Бочароьой, К.В. Васильковой, К.Н. Вентцеля, О.С. Газмана, Н.Ф. Головиной, Э. Дюркгейма, А.В. Мудрика, П. Наторпома, Л.И. Новиковой, Т. Парсонса, М.М. Плоткина, А.А. Реана, В.Д. Семенова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, С.Т. Шацкого, И. Шевандрина, Т. Шибутани, М.И. Шиловой и других.
Возрастные особенности подростков рассматриваются в исследованиях М.К. Акимовой, А.А. Бодалева, А.Б. Боссарта, Л.И. Божович, Р.П. Ефимкиной, М.Е. Кле, И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, Н.С. Лукина, Н.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, А.М. Прихожан, Н.А. Рождественской, Л.И. Фельдштейна, А.Г. Хрипковой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.
В трудах С.А. Беличевой, А.Н. Сухова охарактеризована стадия социализации старшего подросткового возраста.
Подросток как субъект внеурочной деятельности изучался
Т. Байярдом, Л.Л. Белой, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфом, М.Ю. Кондратьевым, Ф.С. Маховым, И.А. Мереакре, Л.И. Новиковой, М.С. Ошеровым, В.Д. Семеновым, А.В. Толстых и др.
В. О. Кутьев в книге "Внеурочная деятельность школьников" отмечает следующее: "В процессе внеурочной деятельности учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки"[31].
"Во внеурочной деятельности, - подчеркивает В. Д. Шадриков, - учащимся предоставляется возможность включаться в определенные общественные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл. Участие младших школьников во внеурочной деятельности представляет собой способ введения ребенка в общественную жизнь"[58].
Одним из методов проведения внеурочных занятий является беседа. И. Я. Лернер в своей работе "Дидактическая система методов обучения" отмечает, что основным назначением беседы является привлечение учащихся к оценке событий, явлений общественной жизни [33].
В психолого-педагогическом словаре под редакцией А.В.Петровского, под внеурочной деятельностью понимаются организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга.
В. Д. Шадриков в понятие внеурочная деятельность включает систему занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда, по его мнению, входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленную на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда.
Об объективных показателях системы внеурочной деятельности, которые определяют действия педагога по реализации конкретных задач
В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" пишет следующее: "Существенное значение для результативности имеют такие показатели, как периодичность участия школьников во внеурочных мероприятиях (ежедневно, еженедельно, каждую четверть, ежегодно); число и состав участников внеурочных объединений (общешкольных, классных, групповых, разновозрастных, дифференцированных, по интересам); характер взаимодействия педагогов со школьниками (при ведущей роли учителя, совместном сотрудничестве, полной детской самостоятельности); оптимальное сочетание добровольности и обязательности участия детей в занятиях после уроков; достаточно разнообразный набор организационно-педагогических форм и средств воспитательной работы с учетом возрастных особенностей, интересов и склонностей учащихся"[31, С. 15].
Во внеурочной деятельности, с точки зрения В. Д. Шадрикова, учащимся предоставляется возможность включаться в определенные общественные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл [58, С. 23].
В основе беседы положены факты, раскрывающие социальное, нравственное и эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни.
Таким образом, интерес к изучению старшеклассников с низким уровнем школьной успешности, выявление причин этого и послужило поводом для выбора темы нашего исследования.
Объект исследования – сущность школьной успешности старшеклассника.
Предмет исследования - внеурочная деятельность старшеклассников.
Цель исследования - раскрытие значения внеурочной деятельности как средства повышения успешности старшеклассника.
Гипотеза исследования - мы высказываем предположение о том, что разработанная нами внеурочная деятельность может способствовать положительному отношению учащихся к школе, к сверстникам, повышению уровня школьной мотивации, что в целом способствует повышению успешности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность школьной успешности и факторы неуспешности.
2. Охарактеризовать понятие внеурочной деятельности, а также значение внеурочной деятельности в повышении успешности старшеклассников
3. Формы и методы внеурочной деятельности школьников как фактора повышения успешности старшеклассников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, беседа, тестирование, статистическая обработка данных и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрыта сущность успешности старшеклассника, выявлены уровни и специфика ее проявления у старшеклассников, показано значение внеурочной деятельности в повышении успешности старшеклассников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы учителями старших классов, социальными педагогами, психологами, социальными психологами, родителями и т. д.
Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей дошкольного
возраста в педагогической литературе
В истории дошкольной педагогики сложилось несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей. Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития дет ...
Костюм «спираль»
Костюм «спираль» используется для формирования правильного стереотипа движений. Путем стимуляции компенсаторных возможностей организма и активирования пластичности мозга эта система создает в организме больного на детский церебральный паралич новое функциональное состояние, которое открывает возмож ...
Основные понятия статистики, используемые в тестологии
Все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а в основе определения тестов как стандартизированного инструмента лежит идея эталона оценки [21]. В учебно-методической литературе появилось большое количество разнообразных тестов, причем не всегда хорошего качества. Как у ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.