Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Для определения уровня адаптированное™ ребенка к образовательному учреждению психологами и педагогами разработаны специальные методики, например, такие, как «Знакомство», «Зайчики», «Матрешки» (подробнее см. Е. И. Морозова, 1997), анкета для родителей, параметры готовности ребенка к поступлению в ДОУ (Е. О. Севостьянова), лист адаптации ребенка в группе (Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко, 2005) и др.
В зависимости от психофизиологических особенностей, эмоциональной устойчивости, сформированное™ форм общения, характерных для возраста ребенка, умения организовать поведение адаптация может протекать легко и достаточно быстро (3—6 недель у нормально развивающихся детей), либо неблагоприятно и длительно (до 3—7 месяцев, а иногда и больше у детей с невротическими реакциями, а также у детей с психофизическими нарушениями).
На успешность адаптации ребенка к образовательному учреждению влияет ряд факторов: отсутствие чрезмерно активных и неожиданных действий взрослого (воспитателя, дефектолога, логопеда и т. д.) в непосредственной близости от ребенка, нарушающих его персональное пространство, отказ от отрицательной оценки взрослым поведения или действий ребенка, а также отсутствие ограничения времени на выполнение действия (в противном случае ведущих к полной дезорганизации деятельности) (Е. И. Морозова, 2000). Кроме того, на длительность периода адаптации влияет частота посещения учреждения, причем важно количество дней посещения, а не количество часов в день.
Учитывая особенности протекания адаптационного периода у детей с психофизическими нарушениями (независимо от вида нарушения), основными задачами работы воспитателя в этот период будут:
· Создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников.
· Снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка.
· Формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения.
· Организация поведения детей.
· Создание условий, способствующих познавательной активности.
1. Создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников
Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Учитывая особенности поведения детей с психофизическими нарушениями в период адаптации (в частности, возможность негативных поведенческих, протестных реакций), воспитателю следует обращать на них внимание, так как ими может быть причинен вред здоровью других детей. Необходимо в этот период убрать из помещения те предметы, которыми можно нанести вред другому ребенку (острые, тяжелые предметы и т. д.), не оставлять детей одних в помещении без присмотра взрослого, стараться не упускать их из вида и вовремя, адекватно реагировать на их опасные действия.
Как указывалось выше, процесс адаптации будет проходить быстрее, если ребенок как можно меньше пропускает детский сад. Одной из причин, влияющих на частоту посещений, являются болезни. Дети с психофизическими нарушениями более слабые, чем нормально развивающиеся, чаще подвержены простудным заболеваниям. Отсюда воспитателю следует проводить закаливающие процедуры по рекомендации или под контролем врача, медицинской сестры, не допускать переохлаждения детей. На этом этапе необходимо научить их некоторым санитарно-гигиеническим навыкам — мытью рук с предварительным закатыванием рукавов одежды, умению вытирать руки, навыкам опрятности, умению высмаркиваться, откашливаться, самостоятельно вытирать платком нос.
Межэтническая толерантность
Необходимо определить, что понимается под межэтнической толерантностью. Межэтническая толерантность – это уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другим отличиям, способность принятия другого в его этнокультурной инаковости на основе принципов гуманизма и общечеловеческой мор ...
Место и роль государства в экономическом кругообороте ресурсов, товаров и
услуг
В соответствии с общими положениями экономики общественного сектора современное экономическое пространство определяется как смешанная рыночная экономика, в которой имеет место как общественное, так и частное потребление, и соответственно, обеспечение и производство благ осуществляется государственн ...
Экологическое воспитание и образование школьников
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонени ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.