Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Задачи, методы и организация исследования

Страница 1

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме интеллектуальной готовности к школьному обучению.

2. Экспериментально определить уровень интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

3. Разработать и провести систему мероприятий по развитию интеллектуальных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Определить эффективность проделанной работы.

5. Разработать практические рекомендации для родителей, педагогов и психологов по формированию интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

Методы исследования

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Формирующий эксперимент.

3. Диагностические методики:

а) методика изучения основных характеристик внимания (Р.С. Немов, 1995);

б) методика изучения объема слухоречевого запоминания «10 слов» (А.Р. Лурия, 2002);

в) методика исследования объема зрительной памяти «Запомни картинки» (Л.Л. Ясюкова, 1991);

г) методика исследования умения действовать по правилу «Графический узор» (Е.Е. Кравцова, 1991);

д) методика исследования восприятия «Где спряталась фигура» (Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, 1978);

е) методика исследования процессов узнавания «Узнавание фигур» (Р.С. Немов, 1995);

ж) методика выявления степени овладения зрительным анализом и синтезом «Мозаика» (Р.С. Немов, 1995);

з) методика выявления уровня развития наглядно-образного мышления «Лабиринт» (Л.А. Венгер, 1987)

и) методика исследования способности к обобщению и абстрагированию «Исключение лишнего» (Р.С. Немов, 1995);

к) методика исследования развития речи «Составь рассказ» (Р.С. Немов, 1995).

4. Методы математико-статистической обработки данных:

а) t – критерий Стьюдента для независимых выборок;

б) t – критерий Стьюдента для зависимых выборок.

С целью раскрытия всей сложности и многоаспектности проблемы мотивационной готовности были проанализированы психолого-педагогические труды по данному вопросу таких отечественных психологов и педагогов как Л.И. Божович (1968), А.А. Венгер (1994), Н.И. Гуткина (2007), Е.Е. Кравцова (1991), Д.Б. Эльконин (1989), Л.С. Выготский (1991). Анализ литературы показал, что проблема на сегодняшний день актуальна и популярна среди исследователей различных специальностей. До сих пор не окончен спор о том, с какого возраста наиболее целесообразно начинать учить детей в школе, что включает в себя психологическая готовность к школе и т.д. Но, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Формирующий эксперимент проводился на базе МДОУ №5 г. Великие Луки. В нём приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли дошкольники с низким уровнем интеллектуальной готовности к обучению в школе, а в контрольную группу – 10 детей с высоким и средним уровнем. Для формирования интеллектуальной готовности был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий, целью которых было создание условий для повышения уровня развития таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, мышление, память, речь. Занятия проводились два раза в неделю в течение двух месяцев. После проведения коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика с целью выявления эффективности проделанной работы.

В исследовании использовались следующие диагностические методики:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Термин "сострадание" непосредственно связан с переживанием. Переживания в психологических источниках рассматриваются как эмоционально окрашенное состояние личн ...

Школьные перегрузки
Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей. Детям трудно. Многие ощущают себя загнанными лошадьми, и пословица «ученье и труд все перетрут» приобретает зловещий смысл. Российская школа становится в буквальном смысле опасна для жизни. Те, у кого дети еще ...

Исследование речевого развития детей раннего возраста
С целью исследования речевого развития детей раннего возраста нами разработан следующий диагностический комплекс, проводимый в 2 направлениях: 1) Исследование познавательного развития детей раннего возраста. 2) Исследование речевого развития детей раннего возраста Исследование познавательного разви ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru