Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Задачи, методы и организация исследования

Страница 3

Методика «Где спряталась фигура».

Цель: диагностика восприятия. Оборудование: бланк методики. Инструкция: «Посмотри, какая фигура здесь нарисована. А вот здесь она надела на себе разные наряды и попыталась от нас спрятаться. попробуй отыскать ее». Фиксируется количество узнанных фигур.

Оценка результатов:

1 уровень – отыскал все 4.

2 уровень – отыскал 4, но допустил ошибки.

3 уровень – отыскал 2-3, допустил ошибки.

4 уровень – смог найти только одну нужную фигуру.

Методика «Узнавание фигур».

Цель: исследование процессов восприятия и узнавания. Оборудование: два бланка с изображением фигур. Инструкция: «Внимательно рассмотри фигуры (рис. 1)». Затем ребенок получает другой лист (рис. 2). «Найди фигуры, которые были на первом рисунке». Фиксируется количество узнанных фигур.

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок концентрирует внимание, тщательно разглядывает все элементы изображенных фигур, продуктивность дифференцирования их среди аналогичных достаточно высока (6-8 фигур из 9).

2 уровень – ребенок не столь внимателен, продуктивность запоминания и узнавания ниже (5 фигур из 9).

3 уровень – идентифицирует 3-4 фигуры.

4 уровень – ребенок узнал меньше 3 фигур.

Методика «Мозаика».

Цель: выявление степени овладения зрительным анализом и синтезом – объединением элементов в целостный образ (наглядно-действенный уровень мышления). Оборудование: кубики коса или кубики Никитина. Инструкция: ребенку предлагается из имеющихся 4 кубиков составить двухцветную картинку по образцу. Оценивается отношение к заданию, наличие или отсутствие периода ориентировки в задании, способ выполнения, целенаправленность деятельности, сформированность операций пространственного анализа и синтеза, осуществление самоконтроля.

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок легко справился с заданием, проявил сосредоточенность и собранность при прослушивании инструкции, наблюдался период ориентировки в задаче, внимательно рассматривал образец, выполнял задание без избыточного манипулирования, каждый этап деятельности завершался сличением с образцом.

2 уровень – ребенок успешно выполнил задание, не отвлекался, выражен этап ориентировки, но отмечается более низкая сформированность операций пространственного анализа и синтеза, мысленное расчленение фигуры на 4 блока поначалу представляет для него трудности, однако после непродолжительного манипулирования кубиками ребенок правильно выполнил задание.

3 уровень – у ребенка менее выражен период ориентировки на образец, мысленное расчленение вызывает у него трудности, выражает сомнение в возможности самостоятельного выполнения задания, повышенная двигательная активность при выполнении задания, хаотичный перебор кубиков, при выполнении задания может разрушить уже правильно составленную часто мозаики.

4 уровень – ребенок не смог справиться с заданием и отказался от помощи.

Методика «Лабиринт».

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления и использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. Оборудование: тестовый материал. Инструкция: «Среди этих домиков тебе нужно отыскать только один. А какой именно – тебе подскажет вот это письмо. Посмотри, здесь указано, как пройти к нужному домику». Оценивается способность ребенка работать в плане схем и знаков, решать задачу, ориентируясь на ряд признаков, учитывать целое пространство и его отдельные элементы.

Оценка результатов:

1 уровень – ребенок проявляет большую познавательную активность, концентрацию внимания при рассмотрении плана и продвижении по схеме, практически не наблюдается ошибочных ходов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Построение системы задач, направленных на развитие способностей учащихся в процессе обучения математике
В таблице 2 систематизированы основные типы математических и учебных задач, направленных на развитие определенных компонентов способностей и образующих систему, адекватную системе развивающих целей обучения математике. В данном параграфе приведена иллюстрированная примерами методика построения сист ...

Специфические особенности дополнительного образования детей
Учреждения дополнительного образования могут рассматриваться в качестве воспитательной организации, так как специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Исходным в идентификации уч ...

Продуктивное взаимодействие учителя и учащегося
Под продуктивным взаимодействием мы понимаем такое взаимодействие, которое обеспечивает в процессе обучения координацию действий, взаимопомощь, поддержку друг друга, отношения на основе доверительного сотрудничества. Таким образом, в рамках концепции личностно-ориентированного образования продуктив ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru