Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Самостоятельность, осуществляемая младшими школьниками, приводит в активное состояние его физические и духовные силы. В зависимости от вида деятельности в одних случаях в большей степени проявляется физическая активность (мускульно-мышечная). Имеется ввиду физический труд детей, который при разумной его организации благотворно влияет на физическое развитие и укрепление здоровья детей, развитие их нервно-мышечного аппарата, выработку сложной координации движений, тренировку мышц кисти и пальцев, когда руки ребенка в результате трудовых упражнений делаются более «послушными» и ловкими, способными в течение относительно длительного времени выполнять точные, координированные движения.
Важна и интеллектуальная (мыслительная) активность, где трудовая деятельность сопровождается напряженной мыслительной деятельностью, когда тренируются сложнейшие системы "воспринимающих, сигнализирующих, управляющих, координирующих, регулирующих, контролирующих механизмов головного мозга и проводящих нервных путей". Эти системы охватывают весь головной мозг ребенка: в трудовом процессе участвуют почти все анализаторы, в частности:
- кинестезические: рабочие движения, сопротивление материалов резанию, пилению, излому и т.д.;
- зрительные: внешние признаки материалов, инструментов, изделий их форма, цвет и т.д.;
- осязательные: твердость, шероховатость, гладкость поверхности:
- слуховые ощущения: звуки при резании, пилении, звуки при ударе молотком, трении и т.д.;
- обонятельные ощущения: запах клея, запах различных пород древесины и т.д.
Следовательно, активное состояние школьника - деятельность, которая с каждым годом обучения усложняется и совершенствуется. Качественные изменения деятельности ребенка существенно отражаются и на развитии его трудовой самостоятельности и личности ребенка в целом, поэтому трудовую самостоятельность школьника можно считать и предпосылкой, и результатом его развития.
В процессе развития у младших школьников трудовой самостоятельности, самое главное состоит в том, чтобы в трудовой деятельности он не был пассивным исполнителем чужих заданий. Поэтому и необходимо в подражательной самостоятельности, особенно на первом этапе обучения, и вкладывать большие возможности развития личности ребенка. Задержка детей на том уровне отрицательно сказывается на их развитии, гасит трудовую самостоятельность младших школьников.
А.М. Матюшкин, говорит, что «в результате такого обучения ребенок становится как бы интеллектуальным иждивенцем, постоянно обслуживаемым учителем. Получаемая им интеллектуальная пища подобна манной каше, которой кормили его в детстве». [00,с.00] … В результате такого обучения, в течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе освоения знаний, умений и первоначальных навыков. Тогда как трудовая самостоятельность младших школьников должна проявляться не только в классе, на уроке, но и в практической деятельности, в работе над собой, в частности, в определении своего места, своей сферы и роли в служении обществу.
Тем не менее, отдавая должное проявлениям продуктивно-подражательной самостоятельности, задержка детей на этом уровне не обеспечивает развитие ребенка. При таком обучении основное внимание учителя сосредоточено на изготовление детьми различных изделий по принципу «делай, как я». И часто забывают о том, что на первом месте должен стоять осмысленный труд младших школьников, в процессе которого они осваивают общетрудовые и политехнические знания, умения и первоначальные навыки, порождающие у школьников интерес к теории и практике, заставляющие ребёнка самостоятельно искать научные ответы на вопросы, возникшие в ходу трудовой деятельности. Всё это делает более осмысленным в глазах детей процесс освоения знаний, а сами изделия, предметы, которые изготавливают младшие школьники, должны иметь соподчиненное значение.
Гуманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к п ...
Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. Поэтому для специали ...
Примеры игр и игровых моментов на уроках биологии
педагогическая игра урок биология 1.Игры для начала урока. Подводят ребёнка к самостоятельному определению целей и задач данной темы. Стимулируют познавательную активность. Игра «Инопланетянин» (www.первое сентября.ru). Тема: «Эритроциты. Переливание крови». По теме при помощи текста учебника нужно ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.