Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В третьих, рост общественных расходов обусловлен объективными требованиями взаимного дополнения и координации различных видов деятельности. Так, современное общество не может обойтись без развитой производственной информационной инфраструктуры и единой инфраструктуре по охране окружающей среды. Постиндустриальный этап современной цивилизации характеризуется возрастанием роли и значения духовного, нематериального производства, удовлетворяющего потребности совместного характера в знаниях и других социально культурных блага.
В-четвертых, рост общественных расходов обусловлен открытой американским профессором У. Баумолем закономерностью отставания производительности труда работников сферы услуг от материального производства. Это закономерность была названа в его честь «болезнью Баумоля». Она объясняется тем, что научно-технический прогресс и замена живого труда овеществленным (капиталом) идут в сфере услуг, в том числе социальной сфере, медленнее, чем в сфере производства материальных благ. В результате этого трудоемкость и зарплатоемкость в отраслях сферы услуг выше, чем в производственных отраслях.
В-пятых, на объем общественных расходов существенное влияние оказывают социально-политические факторы, связанные с ростом и могуществом бюрократического аппарата, заинтересованностью его в своем расширенном воспроизводстве. Его стремление к увеличению государственных расходов не имеет достаточно сильных ограничителей, так как властные структуры не могут быть агентами рынка и оказываются вне сферы действия рыночных регуляторов дисциплины рынка. Кроме того, высокий уровень общественных расходов может вызываться реализацией политиками так называемых фискальных иллюзий избирателей (и отсутствием связи между налогами и социальными льготами) с целью переизбрания их на новый срок или прихода к власти.
Как уже отмечалось, существует три основных направления общественных расходов. С учетом этого структура общественных расходов может различаться в зависимости от устанавливаемых приоритетов соответствующих задач финансовой политики. Наряду с классификацией общественных расходов в соответствии с принципами исполнения госбюджета (распределением по ведомственному и функциональному признакам) существуют классификации по степени воздействия общественных расходов на производство и распределение общественного продукта. Общегосударственные расходы группируются по критерию ориентации на обслуживание людей (личные расходы) и на обслуживание капитала – (капитальные расходы), последние подразделяются на текущие капитальные расходы и инвестиции.
Современная финансовая политика учитывает особенности формирования основных статей расходной части бюджета, к числу которых, в первую очередь, надо отнести расходы на оборону и государственные закупки товаров и услуг, занимающие большой удельный вес в общих государственных расходах. Существует взаимосвязь между этими статьями расходной части бюджета, поскольку милитаризация экономики сопровождается ростом государственных закупок товаров и услуг (табл.1).
Таблица 1 Демонстрационный пример фрагмента расходов федерального бюджета в разрезе разделов функциональной классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (млн. руб.):
2008 г . |
2009 г . |
2010 г . (план) | |
Общегосударственные вопросы |
896,4 |
974,3 |
1032,4 |
Национальная оборона |
957,9 |
1057,8 |
1191,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
769,1 |
923,7 |
1000,4 |
Национальная экономика |
672,8 |
753,5 |
508,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
56,5 |
79,2 |
71,0 |
Охрана окружающей среды |
9,4 |
10,3 |
11,0 |
Образование |
310,0 |
312,3 |
341,2 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
78,1 |
66,9 |
64,4 |
Здравоохранение и спорт |
211,8 |
229,2 |
269,4 |
Социальная политика |
275,1 |
340,0 |
375,2 |
Межбюджетные трансферты бюджетам других уровней |
937,0 |
926,3 |
888,1 |
Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам |
1326,2 |
1504,6 |
1846,1 |
Расходы, всего |
6500,3 |
7178,1 |
7598,9 |
Основные
дидактические концепции
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводится к описанию принципов, целей, содержания, средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традицио ...
Построение системы задач, направленных на развитие способностей учащихся в
процессе обучения математике
В таблице 2 систематизированы основные типы математических и учебных задач, направленных на развитие определенных компонентов способностей и образующих систему, адекватную системе развивающих целей обучения математике. В данном параграфе приведена иллюстрированная примерами методика построения сист ...
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); ак ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.