Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
5) чрезмерность санкций – чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения;
6) минимальность санкций – упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний.
4. Неустойчивость стиля воспитания – резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания. Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у детей.
Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
Затем, после проведения первого этапа исследования нами была разработана и внедрена в практической работе программа социально педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков. После реализации вышеупомянутой программы, которая позволила максимально скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном, был проведен повторный срез с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Теперь обратимся к результатам диагностики, которые были получены в ходе исследования.
На этапе диагностики для определения ситуации в неполной семье по тесту «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, по которым можно утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации:
благоприятная семейная ситуация – 25% (3 чел.);
тревожность в семье – 25% (3 чел.);
конфликтность в семье – 25% (3 чел.);
чувство неполноценности – 50% (6 чел.);
враждебность в семейной ситуации – 16,7% (2 чел.).
Полученные данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования внутрисемейных отношений
Тест «Кинетический рисунок семьи» позволил выявить, насколько благополучно складываются взаимоотношения в семьях детей. Данные результаты подтверждают, что взаимоотношения между матерью и сыном в 75% семей складываются неблагополучно. Этому, в первую очередь, способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом. Кроме того, можно предположить, что в семьях 50-ти% детей вообще отсутствует социальная роль отца. В рисунках этих детей прослеживается чувство неполноценности из-за несформированности отношений между мальчиком и его отцом.
Далле для определения типа родительского воспитания мы провели тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга – В.В. Столина. Настоящим тестом было выявлено, что наиболее часто используются такие типы родительского отношения, как «симбиоз» – 58,3% и «авторитарная гиперсоциализация» – 25%. Реже используется матерями тип отношения «маленький неудачник» – 16,7%. Кроме того, был выявлен такой тип родительского отношения к детям как «отвержение» – 16,7%. Такой тип родительских отношений как «кооперация» выявлен не был.
Полученные результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты исследования типа родительского отношения
Из представленных результатов можно сделать вывод, что почти у 17% матерей присутствует отвержение в типе родительского отношения к детям. Вероятно, что такие отношения наблюдаются из-за того, что сын напоминает матери своего бывшего мужа, с которым не так давно был развод. В результате чего на ребенка может выплескиваться агрессия, которая предназначается для бывшего супруга.
Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Е ...
Методика решения алгоритмических задач
Задачи в начальном курсе информатики представлены в виде сюжетов. Каждая из них, вообще говоря, может быть решена без компьютера, хотя практически у всех тем, объединяющих задачи, есть необходимое программное обеспечение. Задания, предложенные в рабочих тетрадях А.В. Горячева, развивают у детей спо ...
Педагогический артистизм как одна из характеристик
профессиональной культуры педагога
Перед отечественной педагогикой 21 века стоит задача развития творческого потенциала человека, способного реализовать себя в нестабильных условиях российской действительности. Обеспечить развитие продуктивных возможностей подрастающих поколений в образовательном процессе может учитель, чей потенциа ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.