Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Существенную роль в обучении школьников работе с учебником имеет характер заданий. Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника и др. Например, на уроке в VII классе на тему «Характеристика семейства пасленовых» при изучении экологической характеристики паслена черного учащимся предлагается следующее задание по работе с учебником: прочтите текст о паслене черном и опишите это растение по следующему плану: 1) местообитание; 2) однолетнее или многолетнее; 3) приспособленность к выживанию.
В VI классе при закреплении знаний о строении семян двудольных растений целесообразно организовать работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст о строении семян и на его основе составьте схему строения семени фасоли.
Метод работы с учебником часто используется учителями для обобщения усвоенных знаний в виде таблицы. Так, для закрепления материала о тканях корня (урок на тему «Зоны деления и роста») организуется работа с учебником по заданию: найдите в тексте материал о тканях, выпишите определение ткани.
Текст ряда параграфов в учебнике для VI—VII классов, несложный по содержанию, можно рекомендовать для самостоятельного составления учащимися плана, например «Время посева и глубина заделки семян», «Испарение воды листьями», «О значении зеленых растений в природе и жизни человека», «Шляпочные грибы» и др.
Метод работы с книгой используется с целью запоминания биологических терминов, подведения учащихся к усвоению определений и выводов. Так, школьникам VI класса рекомендуется найти в тексте ряда параграфов слова, выделенные курсивом, и разъяснить их значение.
При использовании текста учебника для нахождения в нем ответов важно включать в задания вопросы, выясняющие усвоение учащимися основного содержания. Практика показывает, что на первых этапах изучения биологии учащиеся затрудняются в отборе необходимых сведений для ответа. Поэтому их надо обучить этому умению: после постановки вопроса прочитать соответствующую часть параграфа, проанализировать ее содержание и выбрать необходимые сведения.
Органической частью учебника являются рисунки. Учебник биологии для VI—VII классов хорошо иллюстрирован. На каждый параграф приходится в среднем два рисунка. В большинстве своем они способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы, распознавать основные органы растений, устанавливать взаимосвязи растительного организма и среды обитания, находить черты приспособленности к ней.
Задания по работе с иллюстрациями на первых этапах должны быть простыми: рассматривать изображения органа, организма, анализировать содержание, руководствуясь подрисуночными подписями. Например, в VI классе школьники получают задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки, о внутреннем строении корня, листа, стебля и др. На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян, учащиеся получают задание: рассмотреть рисунки в учебнике и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются.
В дальнейшем задания усложняются, учащимся предлагается составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.
Например, на основе рассмотрения соответствующих рисунков школьникам дается задание сделать вывод о значении корня в жизни растения, доказать испарение воды листьями, отметить общее в строении клеток различных органов растения, назвать черты усложнения растений различных отделов в связи с переходом от водного образа жизни к наземному и др. При этом познавательная деятельность учащихся усложняется.
Работу с учебником учитель проводит в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использует задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.
Организация экспериментального исследования. Констатирующий эксперимент
Экспериментальная база исследования: г. Егорьевск, школа №3. Экспериментальная группа: 5 детей в возрасте 7 лет. (1класс) Контрольная группа: 5 детей в возрасте 7 лет. (1 класс) Экспериментальная работа строилась по следующим этапам: 1. Констатирующий эксперимент; 2. Формирующий эксперимент; 3. Кон ...
Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличатся по степени приспособляемости (адаптивностью). Проблема адаптации рассматривалась в трудах мног ...
Индивидуальный подход в обучении
Каждый ученик – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особ ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.