Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Так с помощью метода рассказа внимание учащихся сосредоточивается на вопросах экономного ведения народного хозяйства и бережного отношения к природе.
Метод беседы. Особенность этого метода состоит в привлечении учащихся к раскрытию нового материала путем заслушивания их мнений по разным вопросам. Метод беседы позволяет вопросами активизировать весь класс, побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности, помогает следить за пониманием ими изучаемого материала.
Каждая беседа должна предварительно планироваться учителем, содержать вопросы репродуктивного и творческого характера, иметь четкую последовательность и нацеливать учащихся на формулирование выводов и обобщений. Беседа должна основываться на известных учащимся знаниях. В противном случае, когда изучаемые объекты неизвестны школьникам или трудны для непосредственного наблюдения за ними, когда учащиеся не имеют предварительных наблюдений и суждений по излагаемому материалу, метод беседы не может дать эффекта и его использовать нецелесообразно. Отсюда вытекает необходимость подготовки учащихся к проведению урока методом беседы. Учитель должен дать задание на повторение материала по биологии и другим предметам, на базе которого будут вводиться новые знания. Например, в VII классе при изучении таксономической характеристики семейства злаков целесообразно использовать метод беседы. Для того чтобы учащиеся активно участвовали в беседе, необходимо организовать заранее повторение материала о строении семян однодольных растений из VI класса.
Беседа протекает успешно, если учитель опирается па жизненный опыт учащихся, результаты их работы на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов, данные наблюдений в природе, экскурсий па производство, в музеи и т. д. Например, в процессе изучения школьниками семейств цветковых растений беседа проводится с опорой на наблюдения учащихся в природе на весенней и осенней экскурсиях, при выполнении летних 'заданий. Беседа по биологии культурных растений строится с использованием опыта учащихся по выращиванию культурных растений на учебно-опытном участке.
При изучении биологии в VI—VII классах беседа на первых этапах непродолжительна по времени, охватывает небольшую порцию материала. Постепенно, по мере увеличения у школьников запаса знаний, она становится более продолжительной.
Обычно беседа используется в сочетании с другими методами (демонстрация диафильма, кинофильма, результатов опытов, наблюдение и др.), обогащается разнообразными приемами. Практически на каждом уроке в процессе беседы используются различные средства наглядности.
Беседа, организованная на основе демонстрации опыта с бальзамином (урок в VI классе на тему «Поглощение корнем воды и минеральных веществ»), позволяет осмыслить опыт и подвести учащихся к выводу о причинах поступления воды в стебель: с какой целью срезают растение и на пенек его укрепляют трубку? Почему в данном опыте рекомендуется полить растение теплой водой и поставить в теплое место? Почему для опыта надо взять здоровое и крупное растение? Какая сила обеспечивает поднятие воды вверх по стеклянной трубке?
В результате беседы учитель дает определение корневого давления и подводит учащихся к выводу о том, что корневое давление обеспечивает поступление и передвижение воды в растении.
Эффективность метода беседы во многом зависит от содержания учебного материала, от наличия у школьников опорных знаний, от вопросов, которые предлагает учитель. От характера вопроса зависит познавательная деятельность учащихся, степень самостоятельности в раскрытии ответа. Поэтому вопросы должны быть понятны всем учащимся и не содержать подсказки, направлены на усвоение ведущих понятий, составлены на основе запаса знаний, имеющихся у школьников. Если в беседе принимает участие несколько человек из класса, то педагогический смысл ее теряется. Нецелесообразно строить беседу на слишком простом и легком материале, требующем от учащихся только репродуктивных знаний.
Важно, чтобы в процессе беседы знания школьников не были фрагментарными, разрозненными. Для придания знаниям целостности в беседе необходимо постоянно следить за тем, чтобы новые вопросы логично связывались с предыдущими, служили основой для новых понятий. Например, на уроке в VI классе по теме «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ» необходимо связать материал о передвижении веществ по стеблю с весенним сокодвижением у растений, с вредным воздействием на растительные организмы повреждений ствола при сборе сока. С этой целью важно организовать беседу по вопросам: в какое время года происходит сокодвижение у деревьев и кустарников? Из какого слоя 38 стебля течет сок? Вреден ли сбор сока для деревьев? Что нужно сделать, чтобы, предохранить дерево от загнивания после сбора сока?
Система действий по реализации проекта
Профессиональный лицей №18 - учреждение многопрофильное. У нас обучают и рабочим профессиям, и профессиям служащих. Учитывая специфику замысла, основной упор в создании газеты делаем на девушек (в лицее обучают профессиям "бухгалтер", "социальный работник", "секретарь - реф ...
Пространственно-объемное творчество
Пользование строительными материалами, и непременно разнокачественными, должно быть введено как можно ранее в круг творческого внимания ребенка. Строительные работы — могучий способ развития в ребенке не только чувства, но и точного знания трехмерного пространства, его законов и взаимоотношений с м ...
Управление педагогическими системами как разновидность социального управления
Основная задача любой науки — выявление закономерностей изучаемых явлений и процессов для более полного и глубокого понимания действительности. Наука управления педагогическими системами (в нашем случае — вузом) призвана изучать процессы постановки и решения управленческих задач и получать знания о ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.