Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Методы и формы обучения биологии в VI—VII классе

Материалы » Методы и формы обучения биологии в VI—VII классе

Страница 2

Программа по биологии VI—VII классов указывает на необходимость проведения учащимися наблюдений за растениями в при роде в осенний период, за раннецветущими и другими растениями, за развитием побега из почки, за ростом и развитием растений в природе, на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов, за жизнью растений разных семейств осенью, за жизнью растений — представителей разных отделов в зимнее время.

В требованиях к знаниям и умениям учащихся VI—VII классов предусмотрено умение проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений.

Чтобы метод наблюдения давал хорошие результаты, учитель должен обучать школьников наблюдать за биологическими объектами, видеть их нужные стороны, необходимые для формирования биологических понятий, для установления теоретических закономерностей. В противном случае учащиеся недостаточно осмысливают наблюдаемые факты, фиксируют лишь внешние проявления, не вникая в их сущность, не всегда понимают закономерности, лежащие в основе наблюдаемых явлений.

Главную роль в организации деятельности учащихся при наблюдениях играет задание. При организации наблюдения важно четко определить его цель, правильно выбрать объект, ориентировать учащихся на рассмотрение нужных сторон, установление закономерностей явлений, их сущности, причинно-следственных связей. Причем на первых этапах задания по проведению наблюдении должны быть особенно четкими и развернутыми, чтобы они указывали на последовательность действий учащихся, нацеливали на фиксацию результатов наблюдения в виде выполнения рисунка, схемы, таблицы, формулирования вывода. При этом необходимо всемерно контролировать учебную деятельность, проверять результаты, помогать делать выводы.

Метод наблюдения характеризуется большим разнообразием в зависимости от объекта изучения. Один характер носит наблюдение макрообъектов, другой — микрообъектов. Наблюдения в кабинете биологии отличаются от наблюдений в природе. Все это необходимо учитывать при определении характера познавательной деятельности учащихся.

При проведении наблюдений деятельность учащихся может быть организована либо в иллюстративном, либо в поисковом плане. На первых этапах изучения биологии наблюдения имеют в основном иллюстративный характер и деятельность учащихся направлена на восприятие объектов в целом, на выявление особенностей строения растительных организмов в связи с окружающей средой. Учащиеся наблюдают за изменениями растений осенью, за строением растительного организма, клетки, органов. Затем устанавливается связь наблюдений с ранее полученными знаниями. При помощи наблюдений учащиеся выявляют причинно-следственные связи, устанавливают закономерности явлений, проникают в их сущность. Так, на первых этапах изучения биологии наблюдение микрообъектов носит иллюстративный характер, работа учащихся ведется фронтально, учитель оказывает школьникам помощь, демонстрируя клетку на таблице, модели, делает зарисовки на доске, контролирует работу учащихся: просматривает их рисунки в тетрадях, заслушивает ответы на вопросы. Только после того как будут сформированы умения работать с микроскопом, готовить микропрепараты, находить наблюдаемый объект, учащимся предлагаются задания поискового характера, которые повышают их познавательную самостоятельность. Так, изучение растительной клетки начинается с рассмотрения крупных клеток плодов томата сначала невооруженным глазом. Затем клетки томатов рассматриваются под лупой. Рассмотрению клеток кожицы лука предшествует рассказ учителя с использованием таблицы, микрофотографий, диафильма, модели клетки, мелового рисунка на доске по ходу описания строения клетки. Только потом учащиеся рассматривают микропрепарат и зарисовывают увиденное в тетради. Учитель контролирует восприятие учащихся, просматривает их рисунки, ставит вопросы, в заключение проводит беседу, предлагает описать увиденное под микроскопом. В данном случае наблюдение носит иллюстративный характер, а деятельность учащихся — репродуктивный.

На последующих уроках учащиеся проводят наблюдения микрообъектов с большей самостоятельностью и в поисковом плане с учетом сложности изучаемого объекта. Так, при изучении внутреннего строения листа учащиеся вначале рассматривают лист невооруженным глазом, отделяют кожицу с его нижней и верхней сторон, рассматривают на свет и определяют ее цвет. Затем учитель объясняет особенности строения кожицы листа, демонстрируя при этом таблицу, обращает внимание на форму клеток, толщину их оболочек, плотность прилегания клеток друг к другу, строение устьиц. После этого учитель организует поисковое наблюдение кожицы листа под микроскопом. По заданию учителя школьники самостоятельно готовят микропрепарат кожицы с нижней стороны листа, рассматривают его под микроскопом, находят устьица, подсчитывают их число и описывают особенности строения, находят бесцветные клетки, определяют их форму и строение, сравнивают строение устьичных и бесцветных клеток, зарисовывают их, делают выводы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися
Создание условий для диагностики одаренности учащихся. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в систему научно-методической инновационной работы учителей. Создание и организация работы научно ...

Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
Язык, как средство общения, возник и существует прежде всего как звуковое явление. Письменный язык возник как фиксация звучащей речи, и с этой точки зрения вторичен по отношению к звуковому языку. Владение звуковым строем языка (наличие произносительных навыков) является обязательным условием общен ...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса
Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического проц ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru