Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Программа по биологии VI—VII классов указывает на необходимость проведения учащимися наблюдений за растениями в при роде в осенний период, за раннецветущими и другими растениями, за развитием побега из почки, за ростом и развитием растений в природе, на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов, за жизнью растений разных семейств осенью, за жизнью растений — представителей разных отделов в зимнее время.
В требованиях к знаниям и умениям учащихся VI—VII классов предусмотрено умение проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений.
Чтобы метод наблюдения давал хорошие результаты, учитель должен обучать школьников наблюдать за биологическими объектами, видеть их нужные стороны, необходимые для формирования биологических понятий, для установления теоретических закономерностей. В противном случае учащиеся недостаточно осмысливают наблюдаемые факты, фиксируют лишь внешние проявления, не вникая в их сущность, не всегда понимают закономерности, лежащие в основе наблюдаемых явлений.
Главную роль в организации деятельности учащихся при наблюдениях играет задание. При организации наблюдения важно четко определить его цель, правильно выбрать объект, ориентировать учащихся на рассмотрение нужных сторон, установление закономерностей явлений, их сущности, причинно-следственных связей. Причем на первых этапах задания по проведению наблюдении должны быть особенно четкими и развернутыми, чтобы они указывали на последовательность действий учащихся, нацеливали на фиксацию результатов наблюдения в виде выполнения рисунка, схемы, таблицы, формулирования вывода. При этом необходимо всемерно контролировать учебную деятельность, проверять результаты, помогать делать выводы.
Метод наблюдения характеризуется большим разнообразием в зависимости от объекта изучения. Один характер носит наблюдение макрообъектов, другой — микрообъектов. Наблюдения в кабинете биологии отличаются от наблюдений в природе. Все это необходимо учитывать при определении характера познавательной деятельности учащихся.
При проведении наблюдений деятельность учащихся может быть организована либо в иллюстративном, либо в поисковом плане. На первых этапах изучения биологии наблюдения имеют в основном иллюстративный характер и деятельность учащихся направлена на восприятие объектов в целом, на выявление особенностей строения растительных организмов в связи с окружающей средой. Учащиеся наблюдают за изменениями растений осенью, за строением растительного организма, клетки, органов. Затем устанавливается связь наблюдений с ранее полученными знаниями. При помощи наблюдений учащиеся выявляют причинно-следственные связи, устанавливают закономерности явлений, проникают в их сущность. Так, на первых этапах изучения биологии наблюдение микрообъектов носит иллюстративный характер, работа учащихся ведется фронтально, учитель оказывает школьникам помощь, демонстрируя клетку на таблице, модели, делает зарисовки на доске, контролирует работу учащихся: просматривает их рисунки в тетрадях, заслушивает ответы на вопросы. Только после того как будут сформированы умения работать с микроскопом, готовить микропрепараты, находить наблюдаемый объект, учащимся предлагаются задания поискового характера, которые повышают их познавательную самостоятельность. Так, изучение растительной клетки начинается с рассмотрения крупных клеток плодов томата сначала невооруженным глазом. Затем клетки томатов рассматриваются под лупой. Рассмотрению клеток кожицы лука предшествует рассказ учителя с использованием таблицы, микрофотографий, диафильма, модели клетки, мелового рисунка на доске по ходу описания строения клетки. Только потом учащиеся рассматривают микропрепарат и зарисовывают увиденное в тетради. Учитель контролирует восприятие учащихся, просматривает их рисунки, ставит вопросы, в заключение проводит беседу, предлагает описать увиденное под микроскопом. В данном случае наблюдение носит иллюстративный характер, а деятельность учащихся — репродуктивный.
На последующих уроках учащиеся проводят наблюдения микрообъектов с большей самостоятельностью и в поисковом плане с учетом сложности изучаемого объекта. Так, при изучении внутреннего строения листа учащиеся вначале рассматривают лист невооруженным глазом, отделяют кожицу с его нижней и верхней сторон, рассматривают на свет и определяют ее цвет. Затем учитель объясняет особенности строения кожицы листа, демонстрируя при этом таблицу, обращает внимание на форму клеток, толщину их оболочек, плотность прилегания клеток друг к другу, строение устьиц. После этого учитель организует поисковое наблюдение кожицы листа под микроскопом. По заданию учителя школьники самостоятельно готовят микропрепарат кожицы с нижней стороны листа, рассматривают его под микроскопом, находят устьица, подсчитывают их число и описывают особенности строения, находят бесцветные клетки, определяют их форму и строение, сравнивают строение устьичных и бесцветных клеток, зарисовывают их, делают выводы.
Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися
Создание условий для диагностики одаренности учащихся. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в систему научно-методической инновационной работы учителей. Создание и организация работы научно ...
Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей
младшего дошкольного возраста
Язык, как средство общения, возник и существует прежде всего как звуковое явление. Письменный язык возник как фиксация звучащей речи, и с этой точки зрения вторичен по отношению к звуковому языку. Владение звуковым строем языка (наличие произносительных навыков) является обязательным условием общен ...
Взаимодействие субъектов образовательного процесса
Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического проц ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.