Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Методы и формы обучения биологии в VI—VII классе

Материалы » Методы и формы обучения биологии в VI—VII классе

Страница 6

По ходу рассказа учительница подводила учащихся к выводу роли бактерий в природе и практической деятельности человека.

Метод рассказа в VI и VII классах используется в репродуктивном, поисковом или проблемном плане. Репродуктивный рассказ обычно носит описательный характер, его учащиеся слушают с интересом, если он ведется эмоционально, имеет краеведческую и практическую направленность, затрагивает социально-экономические вопросы. Так, учительница биологин школы № 82 поселка Черноголовка Московской области Н. Г. Пиманова с помощью метода рассказа добивается большого воспитательного эффекта. На уроке «Важнейшие зерновые сельскохозяйственные растения» она эмоционально рассказывает учащимся о большом и самоотверженном труде советских людей, выращивающих хлеб, о хлебе — одном из основных продуктов питания. Вот небольшая часть ее рассказа учащимся VII класса: «Каждый из нас ежедневно ест хлеб. В нашей стране ежесуточно выпекается более 82 млн. кг хлеба свыше 800 сортов. Народная мудрость гласит: сколько ни думай — лучше хлеба еды не придумаешь. Вот почему человек проявляет большую заботу о качестве хлеба. Мы покупаем хлеб по невысокой цене. На самом-то деле он стоит во много раз дороже, в него вложен огромный труд.

Вдумаемся в следующие цифры. Для получения килограмма, или буханки, хлеба нужно иметь (при урожае зерна 20 ц/га) 4 м2 земли. Их надо вспахать, засеять, забороновать, удобрить, очистить от сорняков, подкормить, скосить, обмолотить зерно, высушить, выпечь хлеб и доставить его в магазин . Цена буханки или батона сравнительно невысокая.

К сожалению, нередко мы наблюдаем неэкономное использование хлеба: его выбрасывают в контейнеры с мусором, скармливают различным животным. Можно привести такой пример. Если семья из четырех человек ежедневно будет выбрасывать 100 г хлеба, то в год это составит 36,5 кг! Хлеб всегда был показателем достатка семьи, экономической мощи государства. Надо уважительно относиться к труду тех, кто выращивает и выпекает хлеб, беречь его, помнить народную пословицу. «Хлеб к обеду в меру бери, хлеб — наше богатство, им не сори».

Этот доказательный и эмоциональный рассказ не оставляет учащихся равнодушными, заставляет их задуматься о цене хлеба, бережно относиться к нему, осознать значимость профессий хлеборобов.

Постановка в рассказе вопросов, выдвижение проблем ориентируют учащихся на элементы творчества в познавательной деятельности. Например, Н. Г. Пиманова на уроке в VI классе по теме «Удобрения» использует метод рассказа в проблемном плане. После краткого повторения знаний о минеральном питании растений учительница ставит перед учащимися проблему: «Как может сказаться на росте и развитии растений недостаток определенных минеральных веществ в почве?» Этот вопрос побуждает школьников задуматься. Выслушав ответы учащихся, учительница рассказывает о том, что у растений наблюдаются разные потребности в минеральных веществах. Полеводу, овощеводу, садоводу нужно уметь вовремя заметить нехватку того или иного вещества растению, чтобы увеличить его содержание. Недостаток веществ восполняют при помощи удобрений.

Далее учительница знакомит учащихся с минеральными и органическими удобрениями, демонстрирует коллекцию «Минеральные удобрения», опыты, выявляющие влияние удобрений на урожай растений, рассказывает о производстве минеральных удобрений в нашей стране, отмечая, что к 1990 году предусматривается поставить сельскому хозяйству 30—32 млн. т минеральных удобрений.

Чтобы заострить внимание школьников на сроках и нормах внесения удобрений в почву, учитель предлагает вопросы: каковы правила внесения удобрений в почву? Почему неиспользованные минеральные удобрения нельзя оставлять в поле до следующего года? Школьникам трудно ответить на поставленные вопросы, хотя отдельные учащиеся и высказывают свои предположения. Эти вопросы учительница освещает в процессе рассказа: «Прежде чем вносить удобрения на поля, необходимо определить состав почвы, наличие в ней различных веществ, выяснить, какие растения будут выращиваться, и определить их потребность в питательных веществах. Внесение удобрений в избыточном количестве, в неблагоприятные сроки приводит к вымыванию их из почвы дождем в реки, озера, пруды. Это вызывает загрязнение водоемов, отравление водных животных, бурное развитие сине-зеленых, что, в свою очередь, приводит к заболеванию водоемов». Кроме того, избыток удобрений ведет к перенасыщению растений нитратами — вредными для здоровья веществами. Учительница также сообщает о том, что производство минеральных удобрений дорого, их получают на специальных заводах из полезных ископаемых, поэтому вносить нужно в определенные сроки строго по норме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новые статьи:

Особенности и проблемы использования занимательного материала
Анализируя различные позиции по вопросу занимательности (занимательность — помеха в обучении; занимательность — необходимый элемент, помогающий обучению), опираясь на изучение и обобщение системы учебной работы многих учителей, показываем, что занимательность — важное и в то же время достаточно ост ...

Понятие проблемного обучения. Сущность понятия проблемные задания
Традиционный тип объяснительно-иллюстративного обучения в общеобразовательной школе строится, как система усвоения учащимися готовых знаний. Эти знания ими осмыслены и закреплены в памяти и по необходимости могут быть воспроизведены. Но при таком обучении мало внимания обращается на развитие творче ...

Цели педагогического образования
Цели педагогического образования определяются мотивами, которыми конкретизируются потребности, занимающие доминирующее положение в иерархии потребностей данной деятельности и составляющие "ядро" личности преподавателя как мастера-профессионала. К таким потребностям мы относим потребности ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru