Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Различают объяснительно-иллюстративную и проблемную (эвристическую) беседы. Наиболее эффективной, побуждающей учащихся к попеку, способствующей развитию их мышления является эвристическая беседа.
В процессе эвристической беседы широко используются вопросы, которые требуют от учащихся объяснения биологических явлений, установления взаимосвязи строения и функций, организма и среды обитания, поиска причин биологических явлений, формулирования выводов и т. д. Так, на уроке в VI классе по теме «Перекрестное опыление насекомыми» необходимо познакомить учащихся с особенностями насекомоопыляемых растений, показать экономическую эффективность опыления насекомыми и его использование в практике. С этой целью после проверки домашнего задания организуется беседа, в процессе которой повторяются знания о строении цветка, особенно пестика и тычинки. Учащиеся подводятся к выводу о том, что для образования плодов и семян из завязи пестика необходимо наличие ряда условий, одним из которых является опыление. Учитель дает определение понятий «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», изображая на доске схему «Виды опыления». Затем на основе просмотра кинофрагмента «Опыление растений насекомыми» проводится беседа по вопросам: что привлекает насекомых к цветкам растений? Какие насекомые-опылители вам известны? Почему клевер опыляется только пчелами и шмелями? Какие приспособления к перекрестному опылению имеются у цветков растений?
В результате обсуждения этих вопросов учащиеся под руководством учителя формулируют следующие выводы:
— насекомых привлекает па растения яркая окраска цветков. Весной и летом можно видеть, как на зеленом фоне ярко выделяются белые, желтые, красные и другие цветки растений;
— цветки привлекают насекомых-опылителей и запахом. Ландыш, роза, левкой, резеда, сирень и другие растения издают нежный, тонкий аромат;
— большое значение для опыления растений имеет пыльца и сладкий сок — нектар, которыми питаются насекомые и опыляют при этом растения.
Далее рассматривается материал об использовании перекрестного опыления насекомыми в сельском хозяйстве с целью повышения урожайности растений. Организуется беседа по вопросам: для чего во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчелами? Почему необходимо охранять пчел, шмелей? Как объяснить, что особенно высокий урожай земляники получают на плантациях, расположенных рядом с пасекой?
В результате беседы по данным вопросам учитель подводит учащихся к выводу об экономической эффективности опыления растений насекомыми и использовании его в практике.
Умелое сочетание беседы с наблюдениями, опытами, практическими работами, демонстрацией кинофильмов позволяет преодолеть увлечение словесным изложением, обеспечить необходимый уровень познавательной самостоятельности учащихся, способствовать решению задач их обучения, развития и воспитания.
Работа с учебной книгой занимает большое место в учебном процессе в VI—VII классах. В последнее время значительно возросло внимание методистов к обучению школьников работе с учебником, книгами учебно-методического комплекта и научно-популярной литературой. Овладение этим методом учащимися позволяет уменьшить нагрузку их на уроке и при подготовке домашнего задания, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии.
Программа по биологии ориентирует на овладение учащимися умением ориентироваться в учебнике, работать с текстом, вопросами, рисунками. Работа с учебником должна проводиться систематически с учетом его специфики на всех этапах урока: для выделения основных понятий при объяснении учителя, при нахождении определений, описаний опытов, справочных данных, мировоззренческих выводов, для закрепления знаний и формирования умений, для подготовки к выполнению домашнего задания.
На первых этапах изучения биологии учитель знакомит учащихся со структурой учебника: оглавлением, делением текста на главы и параграфы, указателем терминов и названий растений. Чтобы учащиеся ориентировались в учебнике, им предлагается прочитать статью «Как пользоваться учебником». После ознакомления школьников с аппаратом ориентировки они привлекаются к работе с текстом. Вначале учащиеся работают с небольшим по объему текстом, учатся пересказывать его, делить на смысловые части, озаглавливать их. Затем они составляют краткий план, выделяют главные части параграфа, находят описание рисунка в тексте, отвечают на вопросы.
Методы музыкального образования
В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, ...
Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. При воздействии предмета на глаз возникает сложнейшее превращение «энергии внешнего раздражения в факт сознания», т.е. в образ предмета ...
Условия развития сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста в
дошкольном учреждении
Задачи: - Выявить уровень развития сюжетной игры у детей средней группы. - Проанализировать состояние предметно-игровой среды в средней группе детского сада. - Выявить особенности руководства воспитателями сюжетными играми детей. - Выявить особенности методической работы по организации руководства ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.