Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Анализ педагогической литературы по вопросам обучения детей описательной речи показывает, что данная проблема давно интересует исследователей. Несмотря на различия в подходах обучению и методическом решении, все исследователи единодушно подчеркивают роль организации специальных занятий в становлении и развитии описательной речи детей дошкольного возраста.
Большинство работ посвящено вопросам использования различных методов, приемов, организационных форм обучения описательной речи.
Составление рассказа по восприятию как метод обучения описательной речи относятся к категории описательных, и используется в большинстве трудов исследователей.
Предложенный вниманию детей предмет (игрушка и картина.), его наглядно воспринимаемые (зрением, осязанием, слухом) качества обусловливают содержание будущего рассказа.
Системы работы по обучению описательному рассказу созданы В.Гербовой, Е.И. Тихеевой, A.M. Леушиной, A.M. Дементьевой (Бородич), Н.А.Орлановой, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой, Т.И.Гризик, А,А,Зрожевской.
А.М. Дементьева раскрывает задачи, программу, виды занятий по рассказыванию, методику их проведения и перечисляет виды рассказов, которыми должны овладеть дети: рассказ по наблюдению (описание наблюдаемого явления), по памяти (описание ранее видимого), пересказ, рассказ о нарисованном и на тему, предложенную воспитателем. По форме автор делит рассказы на описательные и сюжетные, по содержанию - на "фактические" и "творческие", придуманные детьми.
В.В.Гербовой разработана система использования описательных рассказов по картине.
Для рассматривания и рассказывания ею рекомендованы картины из серий "Наша Таня" О.И. Соловьевой, "Мы играем" Е.Г. Батуриной, а также некоторые картины из серии "Домашние животные" С. Веретенниковой.
Она говорит и о ведущих приёмах с детьми. Образец рассказа воспитателя — ведущий, по мнению автора, прием обучения рассказыванию по картине. Рассказ воспитателя может состоять из 7—10 предложений (в конце года — из 10—13). Он должен отражать конкретное содержание картины, быть интересным, эмоциональным и образным.
Описательный рассказ воспитателя, которым заканчивается рассматривание объекта, — это не бессистемное перечисление качеств, замеченных ранее детьми или подсказанных педагогом. Это рассказ об индивидуальности объекта: утенок смешной, так как у него голова больше туловища; цыпленок очень маленький, наверное, только что вылупился из яйца; потому и падает, что стоять, еще не научился. Подобная характеристика, включающая понятные ребенку причинно-следственные отношения, охотно принимается детьми, радует их, но затруднительна при самостоятельном описании предмета. Если же подобные компоненты характеристики игрушки опускать, педагогическая ценность рассматривания предмета снижается.
Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают довольно легко. В начале обучения их рассказы состоят из 5—8 фраз и отличаются последовательностью изложения. Далее это умение становится еще более совершенным. На занятии удается заслушать уже 4—6 рассказов. Теперь, анализируя ответы, педагог должен отмечать то свое, что привнес ребенок в рассказ. Дети начинают задумываться над тем, как лучше начать рассказ, предлагают до 3—5 вариантов и сами выбирают тот, который им больше нравится.
По мнению авторов раскрываемых систему развития связной речи: О.С.Ушаковой, А.И.Максакова, Е.М.Струниной, Т.М.Юртайкиной, формирование описательной речи, т. е. умения детей сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки, описывать их, осуществляется по следующей общей схеме: 1) указание на предмет, называние его; 2) оценка предмета или отношение говорящего к нему. Такой подход воспитывает у ребенка умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета высказывания, описание его свойств и качеств, конечная оценка, отношение к предмету).
В ходе рассказывания об игрушках дети с помощью вопросов воспитателя сначала учатся описывать игрушку, называя наиболее характерные ее признаки; затем дают им задания на описание предметов (в форме дидактической игры "Петрушка, угадай мою игрушку"); в дальнейшем у дошкольников формируют умение описывать и сравнивать кукол, называя их характерные признаки. На этой основе дети начинают составлять описания внешности друг друга, одежды.
Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего
школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах и сравнение
результатов между собой
На третьем этапе экспериментального исследования нами была поставлена цель с помощью контрольного среза выявить уровень сформированности трудовой самостоятельности у детей в контрольной и экспериментальных группах для проверки эффективности проведенной работы Для была предложена срезовая контрольна ...
Разобщенность деятельности педагога и учащихсяявляется следствием недооценки
фактора взаимопонимания
В процессе изучения иностранного языка, где разговорные темы лежат в сфере субъект-субъектных отношений, где общение выступает и целью, и средством обучения, продуктивное взаимодействие приобретает особую значимость. Уроки иностранного языка являются по сути единственными, моделирующими реальные и ...
Личностные особенности детей с ДЦП
Поражение головного мозга при ДЦП приводит к тому, что корковые мозговые структуры созревают неравномерно и в замедленном темпе, что служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма – особого вида нарушения развития, в основе которого лежит незрелость мозговых систем. Признаком ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.