Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8-10 мин. (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.
Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет методика преподавания. Использование технических средств, возможности компьютера, презентаций, схем, муляжей, приборов, разнообразит изложение материала и уменьшает утомление школьников, но такой вид работы должен быть регламентирован по времени. Нежелательно повторять применение современных информационных технических средств на нескольких уроках подряд, а после таких уроков нельзя давать нагрузку на зрительный анализатор .
Определенную сложность составляет составление расписания для учащихся второй смены. Процессы утомления в период занятий у них более выражены. Поэтому рекомендуется ученикам начальной школы и выпускных классов заниматься в первую смену, в остальных классах - чередовать смены.
Большое внимание следует уделять длительности и подвижности перемен.
В начальной школе рекомендуется 3 перемены в такой последовательности: 10-20-10 минут. Во время большой перемены дети выходят на свежий воздух, где у них есть возможность подвигаться, эмоционально разрядиться. Не всегда следует занимать перемены шумной игрой, требующей времени для восстановления, не следует на перемене читать книгу, повторять уроки.
С учетом вышесказанного можно проводить следующую систему приемов:
- динамические паузы, физкультурные паузы, музыкотерапия, ароматерапия, ритмотерапия;
- рациональное их использование на уроках снижает уровень невротизации, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к учебным нагрузкам;
- физкультурно-оздоровительная работа - в настоящее время единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, способствует осознанию необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
Формирование физической активности детей школьного возраста связано с совершенствованием процесса физического воспитания, которое включает в себя рекреационную деятельность, учебную работу на уроках физической культуры и внеклассные занятия спортом;
- создание различных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка;
- личностно-ориентированное образование школьников позволяет снизить закомплексованность, уменьшить страх перед болезнями, снять усталость и др.;
-благожелательные взаимоотношения с родителями, установленные педагогом, создают предпосылки для формирования потребности здорового образа жизни в семье.
Формирование потребности в здоровом образе жизни у младших школьников предполагает возможность решить следующие педагогические задачи:
- сохранить здоровье и психику ребенку, формирующегося в условиях огромного потока информации, стрессов, экологической несовместимости развивающегося человека «социального прогресса общества;
- способствовать возрождению семьи как основы существования и развития ребенка;
- закрепить в сознании ребенка радостное ощущение своей неразрывности с природой;
- создать условия для включения ребенка в процесс формирования здорового образа жизни на уровне универсальных учебных действий, добиваясь гармонии разума и чувств.
- помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам и которое обязан поддерживать естественном состоянии.
Главным при оценке ЗУН должны быть наличие у ученика осознанных и сформированных потребностей, мотивов и действий, направленных на познание и совершенствование себя в окружающем мире, соблюдение и выполнение рекомендаций здорового образа жизни. Все это должно осуществляться в строгом соответствии с личными особенностями и функциональными возможностями школьника.
Причины и особенности заболевания ДЦП
Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга, которые проявляются в недостатке или отсутствии контроля за управлением своими движениями, либо ограниченность движения. Причиной ДЦП могут быть поражения головного мозга при родовы ...
Организация воспитательного процесса в ДОУ компенсирующего вида
Содержание работы воспитателя дошкольного (как и школьного) образовательного учреждения, в том числе и коррекционного, зависит от целей и задач, решаемых в ходе педагогического процесса. Последние определяются, прежде всего, программой воспитания и обучения детей. В настоящее время в рамках процесс ...
Выявление специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой
психического развития
Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволил основные направления практической части нашей дипломной работы. Цель исследования: Выявить специфические ошибки письма у младших школьников с задержкой психического развития и определить пути их коррекции. Задачи: Провести обследован ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.