Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В конце 70 – начале 80-х гг. в системе образования начал появляться особый отряд учителей – педагоги-новаторы, педагоги – практики. Их девизом был – «Творчество учителя – творчество ученика». Признаками истинных учителей, педагогов были: способность стопроцентного вовлечения учеников в процесс обучения, полная заинтересованность своим предметом, любовь и уважение личности ученика с самых первых дней пребывания в школе. Родилось новое направление в педагогике – педагогика сотрудничества. Такая педагогика строится на том, что определение ребенка исходит от его отношения к моральным ценностям и качествам, к труду, к людям, а не по его знаниям. В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как, Ш.А. Амонашвили,В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова.
Разработчиком научного направления гуманной педагогики, известного в мире, как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», является Шалва Александрович Амонашвили – российский педагог и психолог. Он видит педагогику сориентированную на личность ученика, полное неприятие авторитаризма и категоричности.
Один из представителей педагогов - новаторов, Виктор Федорович Шаталов[24] говорит так: «Рецепт успеха ученика прост: нужно веритьвребенкаи при малейшей возможности давать ему высказаться,чтобы над ним не висел страх оценки,страх отчуждения и осуждения.А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».Он разработал уникальную систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Этот подход охватывает одновременно всех учеников и заключается в формировании атмосферы увлеченной и творческой работы, побуждающей к коллективной работе. Считает,что ключевыми методическими инструментами педагога являются -осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей. Выделяет 5 основных методических элементов, которые называет «опорными сигналами» для изучения теории:
1. Контроль усвоения знаний.
2. Спортивная работа с детьми.
3. Методика решения задач различной сложности.
4. Многократное повторение.
5. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только вместе, как система.
В.Ф. Шаталов являетсяприверженцем освобождения учеников от недостойного страха перед двойкой. Полагает, что если вселить в ребенка оптимизм, он получит возможность почувствовать свой успех у учебе. Педагог обучает так: объясняет материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с усвоением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.
7 принципов системы В.Ф. Шаталова:
1. Обучение на высоком уровне сложности.
2. Бесконфликтность.
3. Быстрое движение вперед.
4. Открытые перспективы.
5. Сверхмногократное повторение.
6. Ведущая роль теоретических знаний.
7. Гласность.
В настоящее время уже за 5 дней педагог-новатор дает годовой курс алгебры или геометрии, тригонометрии или физики. Уроки записываются на видео и могут быть подвергнуты любой экспертизе от лингвистов до министров.Система В.Ф. Шаталова показывает возможность окончить среднее образование в 9-ом классе, без какого-либо искусственного отбора учащихся, при 30-ти учебных часах недельной загруженностиучеников и двух выходных днях, включая уроки физического воспитания каждый день. Такиеблестящие результаты следуютвследствие его известным «опорным сигналам», которые позволяют надежно овладеть большим объемом информации, особой методике повторения и оценивания знаний, своеобразной системе решения задач и продуктивнойпроверке учебного процесса. Многолетняя проверка данного способа обучения благополучно прошла как в школах, так и в вузах, военных училищах и академиях.
Характеристика детей с ОНР
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основных группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности ...
Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников
При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо ...
Возрастные особенности младшего школьника и его навыки общения
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.