Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В ходе своей деятельности педагоги-новаторы пытались осилитьзамкнутость школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Евгении Николаевич Ильин - учитель литературы, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности, предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения. По Ильину, литература не просто учебный предмет, а «постижение жизни». Анализ произведения сопровождается «трудом души». В списке программных произведений содержится перечень основополагающихморальных и этических проблем, не задумавшись над которыминемыслимо воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.
Главной целью преподавания литературы, педагог-новатор видит в ее воспитательной функции, а только затем - в познавательной. Отказавшись от традиционных методов обучения, он всевозможными приемами подталкивает учащихся к интенсивному поиску «своей истины», своих личных взглядов и оценок, рассматриваемыхтем. Непрерывно используются способы, направленные на эмоциональное влияние литературных и поэтических произведений на ребенка. Особое внимание на уроке уделяется репликам, вопросам учащихся, выраженных в поиске, споре, сомнениях, возражениях, желаниях иметь свою точку зрения. Появляется любопытство, у ученика появляется тяга к предмету. И учитель не только учит, но и сам учится у воспитанников. Е. Н. Ильин обращает особое внимание на педагогическую технику. Важнейшим педагогическими орудием труда вучебном процессе считает артистизм, экспрессию и эмоциональное воздействие на ученика.
«Урок литературы - это искусство, и учитель - художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед. Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин[8], то учитель имеет дело с пресловутой «галереей образов», «фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник-академист как один из «типичных представителей» неживой, незримой литературы». А так же особое значение уделяется общению учителя с учащимися. Педагог-новатор считает, что в учебно-воспитательной работе необходимо выстроить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого будут лежать: доброжелательность, разумная простота, взаимное общение и интерес.
При обсуждение прочитанного зарождается жизненная позиция, а субъективное отношение к литературным героям разъясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в обсуждении всех учеников классагарантирует реализацию учителем «Закона трех О».
Е.Н. Ильин сформулировал «Закон трех О» так:
1. Очаровать книгой.
2. Окрылить героем
3. Обворожить писателем.
Уроки Е.Н. Ильина – это «художественный анализ художественного произведения».
Новаторская методика Михаила Петровича Щетинина – педагога-новатора, профессора, заслуженного учителя Российской Федерации,строится на создании комплексной образовательной территории, которая включает в педагогическую деятельность многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности. Центром педагогического процесса является духовно-нравственное развитие. Главной задачей -становление гармоничной независимой личности, владеющей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией.
Для воплощении этого замысла был основан новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе, получившая название«Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков».В стенах лицея объединены несколько видов программ, последовательно раскрывающих творческий потенциал учащихся: образовательная, художественная, музыкальная, хореографическая, спортивная и трудовая, и которые осваиваются вшести разнотипных школах: общеобразовательной, художественной, спортивной, хореографической, музыкальной и учебно-производственном комбинате.«Предметные» уроки чередуются с «образными» (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд).Домашние задания задаются редко, так как полученные знания согласуются свнешкольными ивнеурочными занятиями. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.
Успевающие ученики становятся помощниками педагога и помогают в проведении занятий. Отличительной чертой новой модели образования является взаимное обучение и коллективная творческая деятельность.Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Одобряется самовольноевыполнение научных исследованийучениками, которые в свою очередь раскрывают междисциплинарные связи и формируют целостное восприятие мира.
Экспериментальная проверка предлагаемой методики
Обучение иностранному языку, как известно, имеет целью привитие учащимся практических навыков и умений, для чего, в первую очередь, необходимо обеспечить в памяти прочность сохранения полученных знаний. Одной из особенностей учащихся средних классов является неустойчивость внимания, неумение сосред ...
Сущность понятия сострадание в научной литературе
В данном параграфе мы рассмотрим различные подходы к понятию "сострадание" и близких к нему по значению "сопереживание", "эмпатия". В словаре Даля дается следующее определение "сострадания": жалость к другому, соболезнование, сочувствие [25]. В словаре русско ...
Использование игрового метода на практике
Игровой метод для активизации познавательного интереса к изучению иностранного языка, в частности, ролевых игр, был применен нами на практике. Теоретические результаты нашего исследования использовались в учебной практике средней школы при прохождении педагогической практики в гимназии № 56, в 7 «г ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.