Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Для того чтобы различать учащихся на разных уровнях, вычислялась дифференцирующая способность. Но эта характеристика распознает только то, что сложное задание должны решать сильные. Коэффициент дискриминативности выражает меру сбалансированности задачи. Поясним это на примере. Проанализируем данные по двум задачам из теста по биологии (Таблица 3).
Задача II.3.3. Иногда летом в закрытых водоемах происходит замор рыбы. Укажите, какие факторы способствуют этому явлению?
А) Повышение температуры воды; Б) Понижение температуры воды; В) Чрезмерное размножение водорослей; Г) Недостаточное размножение водорослей
А+В
А+Г
Б+В
В+Г
Задача II.1.7. Придаточные корни отрастают:
от листьев
от стебля
от листьев и стебля
от главного корня
Введем следующие обозначения для показавших уровень:
0 – не показал уровень;
1 – сохранил/вышел на1 уровень;
2 – сохранил/вышел на 2 уровень;
3 – сохранил/вышел на 3 уровень.
Задача II.3.3 с коэффициентом дискриминативности 0,508 по показателю трудности (42%) соответствует 2 уровню. Процент решивших задачу от числа учащихся каждой группы возрастает. Это говорит о том, что чем выше «качество мышления» у группы, тем больший процент учащихся в группе решает эту задачу.
Теперь рассмотрим процент решивших задачу от всех испытуемых. Здесь можно наблюдать то, что, в основном, эту задачу решили те, кто показал 3 уровень (учащиеся 3-й группы).
Задача II.1.7 с коэффициентом дискриминативности 0,226 по показателю трудности (32%) соответствует тоже второму уровню. Можно было бы даже сделать вывод о том, что она сложнее задачи II.3.3. Процент решивших задачу от числа учащихся каждой группы показывает последовательность 42,19,35. Получается, что, чем выше у группы «качество мышления», тем меньшая доля учащихся этой группы решает данную задачу. Процент решивших задачу от всех испытуемых показывает, что, в основном, эту задачу решили те, кто показал 1 и 3 уровень (учащиеся 1-й и 3-й группы). А второй почти не решили. Получается, что сложность задачи остается непонятной - ее с равной вероятностью решают учащиеся и с низким и с очень высоким «качеством мышления». И, несмотря на то, что она, вроде бы, большей трудности, ее решает больший, чем предыдущую задачу, процент учащихся, показавших лишь первый уровень. Здесь можно предположить, что мыслящие на 1 уровне не воспринимают «ловушек» условия и решают задачу как стандартную, за счет знаний, и получают правильный ответ. Мыслящие на 3 уровне видят «ловушку» и успешно ее преодолевают, ну а те, кто на 2 уровне – уже видят, но еще преодолеть не могут. В таком случае надо что-то изменять в условии, чтобы, например, она стала либо уже задачей первого, либо третьего уровня. Получается, задача плохо сбалансирована и ее КД ниже нормы.
Таблица 3. Данные по задачам II.3.3 и II.1.7
Задача II.3.3 |
Задача II.1.7 | ||
Коэффициент дискриминативности |
0,508 |
0,266 | |
Показатель трудности |
42% |
32% | |
% не решивших задачу от 358 (всех испытуемых) |
58% |
68% | |
% решивших задачу от 358 (всех испытуемых) и при этом показавших уровень (не считаются испытуемые с неправильной логикой) |
0 |
1,12% |
0,3% |
1 |
6,15% |
13,4% | |
2 |
3,91% |
2,8% | |
3 |
24,30% |
13,4% | |
% решивших задачу от числа учащихся каждой группы (не считаются испытуемые с неправильной логикой) |
0 |
4,5% |
1,1% |
1 |
19,3% |
42,1% | |
2 |
26,9% |
19,2% | |
3 |
64,0% |
35,3% |
Диагностика уровней сформированности
графических умений младших школьников
На первом этапе ученикам, в составе 22 человек были выданы анкеты, где им предлагалось ответить на три вопроса: 1. Умеешь ли ты пользоваться компьютером? 2. Есть ли у тебя компьютер дома? 3. Для чего ты его обычно используешь? Результаты анкетирования показали, что домашний компьютер имеется у 18 ч ...
Выявление знаний старших дошкольников о
геометрических фигурах и форме предмета
В исследованиях участвовало 2 группы (50 детей) старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе КГКП ясли-сад №16 "Звездочка" г. Караганда. Эксперимент включал в себя: 1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. 3. Контрольный эксперимент (контрольный срез). ...
Организационная структура газеты
Для решения вопросов, связанных с изданием Газеты, создается Редакционная коллегия (редколлегия). Редколлегия состоит из главного редактора и восьми членов коллегии: два - из числа инженерно-педагогических работников; шесть - из числа обучающихся, кандидатуры которых определяются органом ученическо ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.