Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Иногда, хотя и не часто, таким детям удается выйти в лидеры, они ретиво следят за тем, чтобы все было как у всех, чтобы никто не пренебрегал своими обязанностями. С равным усердием они могут шефствовать над малышами, не давая их в обиду, и следить за тем, чтобы никто не увильнул от малоприятного мероприятия. Если в младших классах такие дети и могут пользоваться некоторым уважением, то впоследствии товарищам, как правило, удается их «раскусить», увидеть стоящие за таким поведением зависть и мелочное тщеславие.
«Террорист»
. «Террориста» можно обнаружить, пожалуй, в любом классе средней школы, от первого до десятого, в любом ПТУ.
Разумеется, эта роль только условно может быть названа лидерской. Как правило, ее носитель не пользуется ни авторитетом, ни уважением сверстников. Однако он может заставить себя бояться, и в этом смысле можно говорить о его определенной власти над одноклассниками. В младших классах «террористами» практически не бывают дети с высоким интеллектом, коммуникабельные, хорошо адаптированные к школе. Гораздо чаще это мальчики, не обладающие никакими иными способами повышения самооценки, кроме физического насилия над другими.
В школе может возникнуть феномен, подобный «дедовщине» в армии и имеющий те же корни. В старших классах может возникнуть даже целая система, когда «террористы-исполнители» — обычно туповатые, непопулярные в классе подростки — выполняют волю «террориста-законодателя», которым может оказаться подросток с неплохим интеллектом, но развитыми садистскими наклонностями.
«Частичный лидер».
Это наиболее распространенная лидерская роль в детских и подростковых группах. «Частичными лидерами» обычно являются дети, чья компетентность признается в определенной области или небольшой группкой ребят. Например, лучший математик класса (если во время контрольных он помогает другим), лучший рассказчик и т. п.
Чаще всего «частичный лидер» — это лидер по совокупности в небольшой группке детей. В каждой группке в зависимости от интересов и свойств характера ее членов выделяется свой лидер, а иногда и несколько. Обычно это наиболее активные дети с хорошей самооценкой, достаточно успешно справляющиеся с превратностями жизни.
Они не претендуют на безусловную власть, легко уступают бразды правления в той области, в которой не чувствуют себя достаточно уверенно, обладают навыками кооперативного поведения, ориентируются на мнение членов своей группы, но и нелегко отступают от собственных убеждений.
Несбывшиеся лидеры
В среднем круге существует несколько типичных ролей, исполнители которых не имеют устойчивых позиций в детском коллективе.
«Фаворит»,
или «Пример для класса».
Эта роль в чистом виде встречается в младших классах: любимчик учителя, мальчик, а чаще девочка, обладающие такими качествами, как послушание, аккуратность и обаяние.
В отличие от «правой руки» «фаворит» необязательно используется учителем как постоянный помощник. Такой ребенок, как правило, получает послабление там, где для других действует строгое правило; учительница его чаще хвалит, ее особые чувства к этому ребенку проявляются нередко неосознанно, обычно на нем чаще останавливается одобряющий взгляд, ему она чаще улыбается.
В младших классах «фаворит» является притягательной фигурой для других детей, которым кажется, что близость к нему приблизит их и к учителю. Кроме того, как мы уже говорили, дети младшего возраста редко могут критично оценить мнение учителя («если учитель его любит, значит, он того заслуживает»).
Однако постепенно отношение к «фавориту» становится нее более двойственным. И то, что привлекало к нему, начинает отталкивать. В том возрасте, тогда у младших подростков становление собственного «я» уже требует «размежевания» со взрослыми, «фаворит» начинает рассматриваться как штрейкбрехер, предатель интересов класса. К нему будут относиться отстраненно, а иногда и презрительно.
«Шестерка»
. Чаще всего «шестерка» состоит при «террористе» (он — «слабый мальчик»). «Шестерка», как говорят, ходит гоголем, потому что а в случае чего, обидчик знает, что будет иметь дело с Витькой - грозой класса… Реже «шестерка» пристраивается при «фаворите» -— обычно малоспособная девочка при девочке-«фаворите» («а я зато с Леной дружу, а она отличница»).
Эти дети в глубине души обычно низкого мнения о своих силах и способностях, перед лицом взрослых чувствуют себя беззащитными и интуитивно ищут сильного покровителя. Но, чувствуя себя защищенными, опекаемыми, нередко начинают отыгрываться за все предыдущие обиды, задираются, ‘становятся грубыми, наглыми. За покровительство они платят безусловным обожанием и всевозможными мелкими услугами. Потеряв покровителя, утрачивают «почву под ногами» и легко «скатываются в «аутсайдеры».
Влияние семьи на социализацию подростков
Проблема социализации подрастающей личности, вхождение личности в общество всегда находилось в поле зрения ученых различных направлений: философов, социологов, психологов, педагогов. Как определялось ранее, социализация - процесс включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения ...
О роли воспитания, его целях и задачах
Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрождения Коменский отвергал религиозные измышления о греховности природы человека, хотя и не освободился еще от влияния религии. Так, он полагал, что те ...
Воспитание и школа в средние века в Западной Европе
Католическое духовенство крайне враждебно относилось к античной культуре: науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо, от рождения причастное к “первородному греху”, который следует побеждать путем воспитания “в страхе Божьем”. При монастырях существовали монасты ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.