Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста

Материалы » Характеристики индивидуальных и возрастных особенностей школьников юношеского возраста » Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста

Страница 4

Роль «шестерки» необходимо отличать от дружбы ребенка со сверстником, обладающим лидерскими чертами. Многим скованным или робким детям необходим такой друг на определенном этапе их развития. Подобная дружба позволяет им стать более свободными, раскрепощенными. В отличие от «шестерок» эти дети не ведут себя агрессивно по отношению к другим ребятам, их дружба носит более партнерский характер. Лидер в такой паре прислушивается к мнению ведомого, а не помыкает им. В чем-то он может уступить, даже (на какое-то время) само лидерство. Исполнение ребенком роли «шестерки» свидетельствует о глубоком неблагополучии. Такой ребенок нуждается в консультации психолога.

«Пижон»

. Эта роль обычно принимается мальчиком-подростком в силу особенности его воспитания, резко отличающегося от своих сверстников. Не умея кооперироваться с другими ребятами, «играть по правилам», он вынужден вырабатывать защитную позицию типа: «Все они дураки» (невежды, грязнули, неряхи .). Ребенок с высокими амбициями, самолюбивый и интеллектуально развитый, но без необходимых данному возрасту навыков сотрудничества, общения, он часто вынужден играть эту роль.

Претендуя на признание со стороны сверстников и не умея его получить, он может тешить свое самолюбие, выделяясь теми способами, которые ему под силу: благодаря одежде, особенно модной, красивой или экстравагантной, язвительному остроумию, эрудиции.

Позиция «Я выше всех» порождает большую дистанцию между ним и его сверстниками. Однако сама эта дистанция нужна часто именно потому, что он боится быть отвергнутым. Чувства такого ребенка, в которых он и сам себе не признается, можно выразить примерно так: «Я хотел бы слиться с другими, дружить, доверять, но, боюсь, меня не примут. Лучше уж я буду считать, что они меня недостойны, чем позволю им помыкать мной». Заметим, кстати, что такие подростки в детстве могли быть «фаворитами», что не могло не наложить отпечаток на их позицию.

В этом отношении весьма недальновидно ведут себя некоторые учителя, прямо указывающее такому ребенку на его заносчивость и высокомерие, подчеркивающие то, в чем его обошли, где больше преуспели другие ребята.

«Силач»

. Это мальчик, наделенный большой физической силой, как правило, ее культивирующий. Но в отличие jт «террориста» пользуется своим физическим превосходством только в крайних случаях, не лезет первым, не задирается, скорее обороняется, чем нападает. Большого, сильного, уверенного в себе «силача» можно сравнить с какой-то собакой крупной породы — догом, сенбернаром, которая никогда не мельтешит, а действует неторопливо, спокойно, с чувством собственного достоинства в отличие от какого-нибудь карликового пинчера, который захлебывается злобным лаем, требуя, чтобы на него обратили внимание. Это спокойствие, уверенность в себе «силачу» дает сознание своего физического преимущества.

Однако затем, когда сила начинает цениться меньше, а ловкость, изобретательность, остроумие — выше, такой ребенок может почувствовать свою позицию поколебленной. Накопление переживаний, обиды от несправедливости, безразличия или даже насмешки могут привести к своеобразным взрывам, когда внешне флегматичный и даже добродушный подросток вдруг становится агрессивным: включается механизм привычного реагирования на стресс — использование силы.

Если этот механизм закрепится, вероятно, образование так называемого взрывчатого характера: накопление, а затем бурная и внешне беспричинная разрядка психологического дискомфорта.

«Гад».

Это ребенок, отчаявшийся стать «фаворитом», или «центром внимания», или «частичным лидером прямым путем, не имеющий данных для роли «террориста» и в то же время слишком самолюбивый для «шестерки». Только такой ребенок может принять эту неблаговидную роль. Мщение окружающим за несправедливость судьбы может выражаться в тайном доносительстве или стравливании более простодушных одноклассников (с этой точки зрения, шекспировский Яго — самый настоящий взрослый «гад»)

Такие дети делают гадости исподтишка, тайно (в отличие, допустим, от «поборника справедливости») часто в одиночку наслаждаются произведенным эффектом, могут даже выразить соболезнование. Свою агрессивность и мстительность они обычно тщательно скрывают, позволяют ей впрямую проявиться только в условиях полной безнаказанности (по отношению к более слабому, беззащитному или когда об этом никто не узнает, когда ответственность можно переложить на другого).

В основе такого поведения детей нередко лежат психологические проблемы их родителей, передавших ребенку, с одной стороны, ощущение собственной уверенности, а с другой — мизантропию («в том, что мне плохо, виноваты плохие окружающие, надо бороться с ах недостатками»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Предмет, понятийный аппарат, проблемы и задачи этнопсихологии
Этническая психология - наука о психическом своеобразии людей, принадлежащих к различным этническим объединениям (родоплеменным организациям, народностям, нациям). Этническая психология возникла на стыке двух гуманитарных дисциплин: социальной психологии и этнографии, образовав новую отрасль знания ...

Педагогические требования
В процессе исторического развития человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате были выработаны и закреплены обязательные и безусловные нормы этих отношений. Они имеют обобщенный характер, поскольку затрагивают интересы всех людей, живущих на планете, а не какого-то отдельно ...

Разработка учебной программы по дисциплине «Экономика общественного сектора»
Рабочая программа по дисциплине «Экономика общественного сектора» по специальности 08.01.00. «Экономика». Кафедра «Экономика» Объем часов: лекции – 36 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 18 часов. Всего по курсу – 72 часа. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. 1 ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru