Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Пока мы имеем дело с младшими школьниками, именно на учителя ложится главная ответственность за то, чтобы то или иное распределение ролей не деформировало коллектив и не ломало жизнь детей. Со старшеклассниками — иначе: легче или труднее.
Очень условно можно выделить несколько групп школьников, занимающих разные «ниши» во внутренней иерархии класса. Это «лидеры», «большинство», «камчатка», «аутсайдеры». Рассмотрим каждую из таких групп подробнее.
«Лидеры»
Для большинства людей в нашей культуре лидерство, умение стать во главе группы и вести за собой других, расценивается как достоинство. Многие родители вольно или невольно как бы культивируют стремление к лидерству в своих детях. В психологии существует целое направление, известное под названием «школа Адлера», считающее волю к власти врожденным человеческим влечением. В рамках этой школы и родилось ставшее теперь общепринятым понятие «комплекс неполноценности». По мнению Адлера, это сумма неблагоприятных психических явлений, которая рождена неудовлетворенностью стремления к власти.
«Лидер поневоле»
. Учитель назначает кого-то, скажем, старостой класса. Тут есть два основных варианта.
Вариант первый: ребенок не умеет и не любит командовать, ему чужда формальная власть. Как правило, такие дети стремятся достичь поставленных перед ними целей при помощи просьбы или уговоров, часто предпочитая солидарность со сверстниками, а не с учителем.
Судьба такого ребенка может повторить судьбу свергнутого наместника. Падение оп будет воспринимать как несправедливое, неожиданное. Если даже он формально и останется «у власти», то фактически уже не будет ею обладать. Мало того, его отвергнут, и ему будет трудно найти себе друзей среди своих бывших «подчиненных».
«Правая рука»
. Это тип лидера, внешне близкий к только что описанному. Однако в отличие от него «правая рука» учителя — обычно ребенок, у которого действительно есть определенные организаторские способности. Иногда из таких детей получаются «бессменные» общественники.
Случается так, что наделенный сильной волей и разнообразными средствами психологического воздействия (робкого — подбодрить, сильному — выразить солидарность, где прикрикнуть, где упросить), такой ребенок или подросток может действительно неплохо организовать коллектив для достижения различных целей. Однако не бесполезно бывает присмотреться к тому, что является главным мотивом для такого ребенка.
В подростковом возрасте, когда дети весьма часто начинают воспринимать школьное руководство как противников (начальство, которое желательно, по выражению ребят, обдурить при первой возможности), такой лидер может встать перед выбором: формальное лидерство или реальное.
Таким образом, староста или выбирает позицию действительного представителя коллектива, или же теряет свое реальное лидерство, удерживая за собой положение «правой руки» администрации.
«Обладатель собственного мнения»
. Эта роль далеко не всегда лидерская. Почти в каждом классе есть мальчик или девочка, а иногда и несколько ребят, которые независимо от того, уместно это или нет, выражают (нередко весьма активно, даже агрессивно) собственное мнение, в том числе и идущее вразрез с мнением класса или учителя.
Это обычно дети с очень развитым чувством собственного достоинства. Иногда они оказываются выразителями как бы подавленного мнения коллектива. В этом случае у них есть шанс занять, по крайней мере, на время, позицию «неформального лидера». Однако такие дети плохо приспособлены к лидерству в больших группах, так как их нонконформизм и обостренное чувство собственного достоинства не позволяют им мириться с отсутствием таких качеств у других. Но они могут быть «устойчивыми лидерами» в небольших группках.
Однако надо хорошо понимать, что здесь могут быть свои подводные камни. Не стала ли борьба за убеждения для такого ребенка самоцелью, не наслаждается ли он своей ролью гонимого? Не относится ли он к обыкновенным» сверстникам как к стаду баранов? Не стремится ли он к роли «мученика» за идею независимо от содержания этой идеи?
Если это так, то речь идет уже не о собственном мнении и не о чувстве собственного достоинства, а о своеобразном способе выразиться и самоутвердиться.
«Поборник справедливости»
. Эта роль очень близка к предыдущей, но она отличается, тем, что чаще принимает уродливые формы. Например, такие «поборники справедливости» могут быть завзятыми ябедами, у которых доносительство является своеобразной формой борьбы за справедливость.
Дисграфия как специальное нарушение письма
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. П ...
Методика работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному
произношению звуков
Содержание и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей. На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков. Обучение произношению начинаетс ...
Выявление уровня сформированности навыка письма у младших школьников
1. Исследование ручной моторики показали: Результаты исследования ведущей руки сведены нами в таблицу 1. Таблица 1 Обследования детей на ведущий «глаз, руку, ногу» Имя Ф. кл. Ведущая рука Ведущая нога Ведущий глаз 1.Екатерина П 1 Прав. Прав. Прав. 2.Василий Н. 1 Прав. Прав. Прав. 3.Светлана Л. 2 Ле ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.