Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Методы внутриэтнических исследований

Материалы » Этническая психология » Методы внутриэтнических исследований

Страница 3

Метод "свободного описания". Методика "подбора черт", предложенная Катцем и Брейли, впоследствии была модифицирована в методику "свободного описания". По сравнению с методикой "подбора черт", когда испытуемый выбирает личностные черты из заранее подготовленного экспериментатором списка, методика "свободного описания" предоставляет большую свободу испытуемому в выборе реакций В случае этой методики испытуемым предлагается самостоятельно подбирать типичные характеристики какой-либо этнической группы т.е. составлять "свободные портреты" наций. При этом число личностных качеств, которые называет испытуемый в зависимости от целей эксперимента, может быть либо ограниченным (например, тремя или десятью), либо произвольным.

Метод "свободного описания" был использован отечественными учеными В.Ц. Куницыной и М.А. Исаковой в ходе исследований, проводившихся в Ленинграде. По данным опроса 150 человек были составлены свободные портреты десяти национальных групп русских, украинцев, татар, грузин, американцев, эстонцев, французов, немцев, поляков и вьетнамцев. С помощью частотного анализа были получены стереотипные образы каждой из этих этнических групп. Так, при описании русских наиболее часто встречались следующие черты: добрый, трудолюбивый, патриот, безалаберный, широкой души, украинцев - веселый, трудолюбивый, хитрый, скупой, гостеприимный; грузин - гостеприимный, вспыльчивый, общительный, гордый, эмоциональный; американцев - деловитый, общительный, практичный,

энергичный, запрограммированный и т д.

Ассоциативный эксперимент первоначально был предложен в психологии для изучения личностной сферы больных неврозами, их подсознания и конфликтогенных зон. Суть эксперимента состоит в ответах испытуемого первым пришедшим в голову словом на стимульное слово, произнесенное экспериментатором. Стимульные слова в виде списка готовятся экспериментатором заранее, до проведения эксперимента. Подбор стимульных слов зависит от целей эксперимента.

Цветовой тест отношений (ЦТО) также был создан в сфере медицинской психологии для исследований системы отношений больных неврозами. Впоследствии ЦТО стали использовать для выявления системы отношений человека в любой значимой для него сфере, в том числе в сфере национальных отношений.

При использовании ЦТО для изучения системы этнических отношений необходим цветовой набор Люшера (восемь карточек) и список (из восьми наименований) тех этнических групп, отношение к которым выясняется. Названия национальностей в предлагаемом списке даются во множественном числе ("русские", "украинцы" и т.д.), чтобы избежать "маскулинного" или "феминного" образа национальности.

Процедура проведения ЦТО состоит из трех этапов. На первом этапе испытуемому предъявляются набор цветовых карточек Люшера и список этнических трупп. Предлагается каждой национальной группе поставить в соответствие какой-то цвет. При подборе цвета нельзя ориентироваться на какие-то чисто внешние признаки (цвет национальной одежды, цвет государственного флага и т.п.).

На втором этапе испытуемому предъявляется набор цветовых карточек Люшера и предлагается проранжировать цвета по степени эмоционального предпочтения (по степени привлекательности).

На третьем этапе испытуемому предъявляются карточки с названиями этнических групп и предлагается разложить их в порядке предпочтения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Результаты исследования влияния развивающих игр на формирование психических функций проблемных школьников
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели диагностику произвольности, мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков с детьми 1класса с интеллектуальной недостаточностью. Эксперимент проведен в школе № ст. Калининской. Определяя влияния развивающих занятий на формирование готовности ребёнка ...

Использование песен при формировании произносительных навыков
Начальный этап изучения иностранного языка является самым трудным и ответственным, так как на этом этапе необходимо не только научить правильной артикуляции и произношению, но и показать учащимся, как эти звуки соединяются и взаимодействуют между собой. Произношение это базовая характеристика речи, ...

Сущность школьной адаптации первоклассников
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжени ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru