Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
экологический образование дошкольник эксперимент
В труде по уходу за растениями на участке и в уголке природы можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы:
поливка комнатных растений, мытьё их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли;
выращивание растений из черенков (в подарок родителям);
участие в перекопке земли, поделке гряд и клумб;
посев мелких и крупных семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;
уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, в саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.);
помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду (сбор семян и плодов, выкапывание луковиц); уборка участка.
Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны быть, с одной стороны, посильны детям, с другой – требовать от них известного напряжения.
Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка. Например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание. Выполнение этого процесса доступно детям старшего дошкольного возраста в недлительное время (10 минут). Правильная организация труда заключается не только в дозировке его, но и в режиме.
Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными, работа – отдыхом (после оформления гряд, прополки междурядий дети могут утрамбовывать их, после посева – поливать и т.д.).
Прежде чем приступить к работе, заранее готовят и проверяют детский инвентарь. Он хранится в доступном для детей месте и в количестве, достаточном для каждого ребенка.
Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции (соответственно назначению). например, лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка.
У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы). Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д.
Наибольший воспитательный эффект дает длительный уход за одними и теми же объектами. В процессе длительного ухода дети видят наглядный результат своего труда, уясняют целесообразность ухода, получают первоначальные сведения о росте и развитии живых организмов. Все это воспитывает у детей заботливое и внимательное отношение, поддерживает их интерес к объектам труда.
Ведущей формой организации труда в уголке природы считаются дежурства: дети объединяются в в группы (звенья по 3 – 4 человека) и выполняют и выполняют порученные обязанности длительностью от 3 до 4 – 5 дней. Возможны и более длительные индивидуальные поручения по уходу за каким-либо растением.
Группы формируются таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими опыт, дежурили и новички. Когда дети «вошли» в работу, устанавливаются правила и определяется круг обязанностей дежурных: своевременно приходить на дежурство, знать последовательность трудовых обязанностей, выполнять их к моменту сбора всех детей, правильно пользоваться инвентарем и др.
Если дети ухаживают за новым для них растением, воспитатель первое время возглавляет группу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми, помогает детям понять их обязанности, побуждает их работать так же аккуратно, как и взрослый. Тем, кто затрудняется, воспитатель оказывает своевременную помощь, вселяет в них веру в свои силы и тем самым поддерживает интерес к труду и желание трудиться.
В старшую группу детского сада дети в основном приходят уже с некоторым запасом знаний, имеют навыки ухода за растениями, осознают свои обязанности. Поэтому воспитатель имеет возможность с начала года приучать их к самостоятельному выполнению своих обязанностей. Уход за живым уголком осуществляют дежурные. Они могут сами договариваться, кто за какими объектами будет ухаживать. Педагог в этом случае очень тонко и незаметно «подсказывает» детям выбор объектов, следить за тем, чтобы они бережно обращались с растениями, работали аккуратно, дружно и доводили начатое дело до конца.
Подготовка к успешному обучению в школе
В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968), Д.Б. Эльконина (1989), Н.Г. Салминой (1988), Е.Е. Кравцовой (1991), Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и ...
Методы статистической оценки качества теста
Методы оценки основных характеристик теста состоят из двух частей: Вычисление некоторой величины или характеристики; Интерпретация полученного результата, в соответствии с нормой. Норма определяется согласно специфике теста. Как правило, прежде чем применять методы статистической обработки к тестов ...
Роль краеведческого материала при изучении истории в начальных классах
Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории отечества, поднимают научный уровень местного материала. Использование краеведческого материала на у ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.