Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Ребята высаживают рассаду, пересаживают цветы: анютины глазки, астры, бархатцы, львиный зев, петунью. В ходе работы они учатся делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидая, пока она впитается в землю, опускать растение с комом земли в ямку, засыпать землей и «обжимать» землю вокруг стебля, оставляя лунку для полива.
Намечая места для высадки рассады в клумбу, нужно посоветоваться с детьми, куда какие цветы посадить. Это предложение вызовет активность детей, заставит их сравнивать растения и решать задачу практически.
Дети учатся поливать, не размывая корни растения, держать лейку обеими руками, ближе к земле и боком к себе. В начале работы они могут провести поливку в форме игры. Этого не следует избегать и бояться.
В ходе поливки ребята научаются определять ее своевременность и обильность, учитывая потребность конкретных растений. При этом они устанавливают зависимость состояния растений не только от наличия влаги в почве и изменения их внешнего вида, но и способности почвы удерживать влагу.
При поливе дети должны также руководствоваться и величиной обрабатываемой поверхности почвы (поливать обильно и равномерно всю поверхность клумбы) и состоянием погоды (температура воздуха, осадки).
Детям показывают опыты: почему разные почвы нуждаются в разной степени полива? В три мензурки помещают с грядок разную почву: песчаную, глинистую, чернозем, уплотняют и поливают сверху водой. По тому, с какой скоростью почва пропускает влагу, дети судят о ее особенностях. Земля с песком быстрее пропускает воду, глинистая – хуже, чернозем – не так уж быстро, как песок.
Дети следят за состоянием поверхности почвы, определяют необходимость ее рыхления. Они замечают, что на просыхающей земле после дождя образуется корка, которая не пропускает воду, через нее плохо пробиваются всходы. Начинать работу по рыхлению почвы следует с растений, рассаженных в ровные ряды, находящиеся друг от друга на большом расстоянии и имеющие глубокозалегающие корни (морковь, свекла, картофель). Ребенок, ориентируясь на заданный квадрат, прослеживает взором границы большего и меньшего размаха и соответственно им подчиняет свои движения. Постепенно дети усваивают основные навыки, и у них появляется сноровка.
Выполняя задания, дети в тоже время узнают, что для ухода за растениями необходима прополка. Она нужна для того, чтобы вредные растения не мешали росту культурных, не отнимали много света, солнца и воды. Трудность возникает у ребят в различении сорняков и культурных растений, когда растения еще сравнительно небольшие. Наблюдая с детьми первые всходы, воспитатель должен обратить внимание детей на то, что не все растения одинаковые., показать типичные сорняки (пырей, лебеда и др.).
Приемам прополки детей обучают на фронтальном занятии (траву взять за стебель у самой земли, немножко раскачать и выдернуть, стряхнуть землю с корней).
Желание выполнять эту однообразную и сложную работу надо поддерживать, углубляя понимание ее необходимости и формируя отрицательное отношение детей к сорнякам как вредителям урожая.
Важно помнить, что для детей дошкольного возраста главная мотивация в уходе за растениями – получение конкретного результата. Ожидание предстоящих работ и появление первых результатов (первая редиска, крупные перья у лука, бутоны у цветов, созревание ягод) вызывает все больший интерес у воспитанников, побуждает их тщательнее ухаживать за растениями.
Сбор урожая, подбор букетов для всех детей является праздником. правила сбора овощей, ягод они знают. Труднее усваивается сбор семян. Поэтому необходимо показать детям, как собирать семена некоторых растений: бобов, гороха, анютиных глазок, астр, бархаток и др. во время сбора рассматривают растение, узнают знакомые семена, находят коробочки разной формы, стручки и т.п. Семена сортируются, раскладываются в пакеты, на которые наклеивают соответствующие картинки овощей и цветов.
В старшей группе дети могут использовать результаты своего труда (помочь приготовить салат, угостить детей младших групп). Дети наблюдают заготовку овощей на зиму (засолку огурцов, помидоров, квашение капусты, варку варения и пр.) и принимают посильное участие.
Как видно из всего вышеизложенного, уход за растениями является «всеобщим экспериментом», непосредственно связанным с непрерывным наблюдением. Все наблюдения и опыты лучше связывать с какими-либо переменами в росте и развитии растений. Дети могут постоянно наблюдать первичное развитие растений – овощей, ягод, цветов, постепенное образование плодов, корнеплодов, цветение растений.
Способы повышения мотивации изучения иностранного языка
Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и ее результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приемов, их ...
Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической
деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...
Исторические подходы к
обучению азбуке
Еще в середине XIX века обучение чтению для русских детишек было нелегкой задачей. Метод, с помощью которого учили педагоги того времени, назывался буквослагательным, и был он очень длительным и трудоемким. Сначала малыши заучивали буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Вызубрив весь алфавит ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.