Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Содержание занятия.
Учитель показывает ученикам несколько скульптур малых форм (например, зайчонка, мышонка, птичку, медвежонка, грибок и т.д.), выставляя их поочерёдно на поворотный диск. Спрашивает, знают ли дети, что это такое, подводит к выводу о том, что это не настоящие зайчонок, мышонок, грибок, а их изображения, причём изображения объёмные и называются они скульптурами.
Педагог рассказывает ученикам, что скульптура - это вид искусства, в котором художники - скульпторы - создают образы людей, животных, сказочных существ. Эти образы объёмные, поэтому мы можем посмотреть на них спереди, сзади, сбоку сверху, даже можем обойти вокруг и осторожно потрогать, погладить. Бывают скульптуры очень большие - их устанавливают на улицах городов, в парках: в зданиях театра и административных заданий . бывают скульптуры совсем маленькие такие, как вот эти (педагог ещё раз обращает внимание детей на мелкую пластику). Такие скульптурки можно увидеть в музеях, художественных салонах и на выставках. А ещё мелкие скульптуры продаются в магазинах, чтобы люди могли украсить ими свой дом. Скульптуру всегда делает мастер. Чаще всего скульптуры изготавливают из камня или дерева с помощью специальных инструментов.
Затем педагог предлагает детям самим создать необычные скульптуры из камней и камешков.
- Давайте представим, что мы с вами - скульпторы. Сейчас каждый из нас выберет камешек и превратит его в скульптуру. Я выбрала вот этот камешек. Держу его в ладошках, поглаживаю - он такой приятный на ощупь, гладкий и немножко шершавый. Рассматриваю камешек со всех сторон, поворачиваю и стараюсь понять кого или что он мне напоминает. (Далее приведён пример опредмечивания конкретной природной формы; каждый учитель приводит свой пример с учетом особенностей того или иного камешка.) Если поверну вот так, - увижу грибок, если посмотрю с другой стороны, - увижу жука . Кто из них мне понравился больше? Пожалуй, жук. Вот у него продолговатое туловище, а вот голова и будто крылышки раскрывает, чтобы взлететь. Нам усилить, подчеркнуть, «проявить» эти черты. Возьму фломастер и буду рисовать прямо на камешке: проведу линии по крылышкам, чтобы они стали более заметными, прорисую глазки. Теперь возьму пастель и раскрашу крылышки пятнышками. (Педагог рисует на камешке разными материалами, сопровождая показ комментарием.) Вот какой красивый жук! А теперь вы выберите камешки, которые вам нравятся, рассмотрите их и превратите в красивые скульптуры.
Учитель читает стихотворение В. Шипуновой
«Картинки из лужи»:
Мамонт хоботом из лужи
Голубой воды набрал
И на камушках ненужных
Васильки нарисовал.
На скале - лоскутик неба.
На тропинке - мотылька.
Жаль, что мелковата лужа,
Жаль, что лужа не река.
Дети выбирают камешки, художественные материалы и начинают рисовать на камешках.
После занятия. Дети составляют рассказы о своих «оживших» камешках, проводят минивыставку скульптур малой формы в классе.
Чтение рассказа Г.Р. Лагздынь «Живой «камушек»:
Берег моря сплошь покрыт мелкими камушками. Камушки круглые, плоские, продолговатые, овальные: серые, чёрные, с красными, зелёными, оранжевыми прожилками. Но больше всего серых, гладких, белёсых от высохшей на них морской соли. Море без конца катает их, шлифует, полирует.
Я рассматриваю камушки, глажу и подкидываю на ладони, складываю в кучки. Вдруг вижу: между камушков пробирается жучок. Жучок похож на божью коровку, только спинка песчаного цвета, со светлым мраморным рисунком. С камушка на камушек, ловко перебирая тремя парами лапок, карабкается жучок. Вот он соскользнул, перевернулся, полежал на своей мраморной тарелке, сложив на груди лапки, и снова побежал. Я попробовала его взять. И только прикоснулась, как замер жучок, лежит, словно мёртвый, лапок не видно, все под себя подобрал.
Понятие педагогического теста
педагогический тест качество знание статистика Педагогические тесты – тесты, цель которых – не измерение психических свойств, а измерение уровня усвоения определенных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой. Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в с ...
Опыт "новых школ"
С конца XIX в. в странах Западной Европы, и, прежде всего в Англии, возникло педагогическое течение, получившее название "новые школы" или "новое воспитание". Созданные для детей из привилегированных классов общества, эти школы стремились на основе уважения к личности воспитанни ...
Методика работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному
произношению звуков
Содержание и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей. На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков. Обучение произношению начинаетс ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.