Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Из-за нехватки средств детский сад не в состоянии закупать новые игрушки, стараются поддерживать старые игрушки в должном состоянии. Некоторые дети приносят свои любимые игрушки из дома – это всевозможные трансформеры, куклы Барби, мягкие игрушки.
Анализ предметно-игровой среды показал, что в игровом уголке нет предметов-заместителей и полифункциональных предметов, таких как: шишек, желудей, палочек, катушек, киндер-яиц и т.д.
Выявление особенностей руководства воспитателями сюжетными играми детей осуществлялось по параметрам, предложенным Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной:
-какое место в режиме дня воспитатель отводит играм;
-как воспитатель организует предметно-игровую среду ;
-как воспитатель приобщает детей к организации среды;
-как воспитатель обогащает опыт детей с целью развития игры;
-включается ли в игру, берет ли на себя роли;
-какие методы руководства игрой использует ( прямые и косвенные);
В наблюдаемой нами группе воспитатели организовывали сюжетные игры во вторую половину дня. Во время проведения дневных прогулок детям предоставлялось время для самостоятельных игр. Было отмечено, что воспитатели исследуемой группы жестко регламентировали игровую деятельность детей во вторую половину дня: давали готовую тему игры, связанную с определенной сферой реальной жизни; подбирали сами материал, не приобщая детей к организации среды; распределяли роли; предлагали готовые сюжеты. Приведем выдержки из протоколов наблюдений:
«Воспитатель: - Мальчики, идите сюда, поиграйте в « автобус». Вот автобус (построенный заранее воспитателем из стульев), Вова будет шофером, а вы пассажиры.
Алеша М.: - Я тоже хочу быть шофером.
Воспитатель: - А ты будешь кондуктором. Садитесь , поедем в зоопарк»…
«Воспитатель: - Настя, возьмите к себе в игру Наташу. Она будет у вас дочка».
Настя Г. – У нас уже есть дочка (показывает на куклу).
Воспитатель: - Тогда она будет у вас парикмахером. Вот вам стульчики, здесь будет парикмахерская. Наташа иди сюда. Вероника, Настя идите вас Наташа причешет.
Девочки подходят к Наташе. Наташа причесывает Настю. Вероника наблюдает за воспитателем. Затем Настя встает и уходит играть в «семью». Вероника идет за ней. Наташа кладет расческу , идет рисовать.»
Для выявления представлений воспитателей о специфике руководства сюжетными играми детей среднего дошкольного возраста нами была проведена беседа с воспитателями данной группы. Беседа проводилась по следующим вопросам:
- Какое место должна занимать игра в жизни ребенка, почему?
- Какое место Вы ей отводите в режиме дня?
- Как Вы планируете методы и приемы, направленные на развитие игры?
- Как Вы обогащаете впечатления детей с целью развития игр?
- Какими приемами пользуетесь при руководстве игровой деятельности?
- Считаете ли Вы необходимым включаться в игру на главных или второстепенных ролях?
- Какие условия, на Ваш взгляд, способствуют развитию сюжетных игр?
Анализ бесед позволил установить, что для развития игровых умений воспитатели считают необходимым использование следующих методов: обогащение знаний путем бесед, наблюдений, чтения художественной литературы; создание специальной обстановки (игровых зон на определенные темы, например, «Парикмахерская», «Больница» и т.д.); советы ( какие действия должен выполнять ребенок в «роли», по организации игровой среды, по выбору темы). Анализ ответов показал, что воспитатели не имеют правильных представлений по некоторым аспектам игровой деятельности, таких как:
- обучение детей ролевому поведению;
- формирование у детей самостоятельности по выбору темы;
- по особенностям организации предметно-игровой среды.
Для выявления особенностей методической работы по руководству сюжетными играми детей нами была проанализирована документация старшего воспитателя.
Анализ показал, что в течение трех лет задачи, касающиеся развития сюжетной игры, перед коллективом детского сада не ставились. В планах воспитательно-образовательной работы коллектива дошкольного учреждения намечены формы методической работы ( в основном это консультации) по внедрению обучающих игр, но в них не предусматривалось ознакомление воспитателей со значением сюжетных игр для развития детей, не были запланированы формы работы по формирования знаний у воспитателей о видах сюжетных игр и их особенностях, об этапах развития игровой деятельности детей на каждой возрастной ступени , а также о подходах к руководству этими играми со стороны взрослых.
Полученные результаты позволили нам приступить к формирующей части нашего исследования, которое осуществлялось в соответствии с выделенной гипотезой.
На этапе формирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие задачи:
- сформировать у воспитателей представления об особенностях руководства сюжетной игрой у детей среднего возраста;
- совместно с воспитателями разработать методику руководства сюжетными играми детей.
В соответствии с поставленными задачами были продуманы и разработаны формы методической работы старшего воспитателя. В его задачу входило: сформировать представления воспитателей о новых подходах к классификации игр, о роли сюжетных игр в развитии личности ребенка; изучить с педагогами этапы развития игровой деятельности, особенности ее развития на каждой возрастной ступени дошкольников; познакомить воспитателей с новыми подходами к руководству сюжетными играми детей и помочь внедрить их в практику работы педагогов дошкольного учреждения.
Основные
направления совершенствования обучению компьютерной грамотности в курсе
изучения предмета "Технология"
Сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере как пользователь. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. В обучении осо ...
Музыка в системе
искусств
Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка – это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни. «Музыка – язык чувств», – сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете ...
Уровни сформированности педагогического артистизма
Вслед за И.Ф. Исаевым выделим четыре уровня сформированности педагогического артистизма. Адаптивный уровень педагогического артистизма характеризуется наличием физиологических и психологических задатков. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использо ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.