Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Работа проводилась как со всеми воспитателями, так и отдельно с воспитателями разных групп. В соответствии с целью нашего исследования мы представили работу с воспитателями средней группы.
Со всеми воспитателями дошкольного учреждения был проведен семинар-практикум. Нами был составлен план семинара ( см. приложение 3), в который были включены следующие вопросы:
1. Виды сюжетных игр и их значение для всестороннего развития детей.
2. Режиссерские и сюжетно-ролевые игры, их особенности, этапы развития
3. Современные подходы к руководству игрой детей дошкольного возраста на всех возрастных этапах.
4. Создание условий для развития сюжетных игр во всех возрастных группах.
На первом семинарском занятии вниманию воспитателей была предложена классификация игр, разработанная С.Л. Новоселовой. В соответствии с классификацией педагоги рассмотрели специфику сюжетно-отобразительных, сюжетно-ролевых, режиссерских и театрализованных игр; самостоятельно определили, что в основе этих игр лежит сюжет. Для того, чтобы воспитатели усвоили понятия: сюжет и содержание игры, их вниманию были предложены выдержки из работ А.П. Усовой и Д.Б. Эльконина.
С целью ознакомления воспитателей со значением сюжетных игр для всестороннего развития детей педагогами была изучена психолого-педагогическая литература : книга А.П. Усовой «Роль игры в воспитании детей», статья Л.А. Венгера «Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка», статья из книги «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой «Всестороннее воспитание детей в игре».
Второе семинарское занятие было проведено с целью ознакомления воспитателей с особенностями режиссерских и сюжетно-ролевых игр, а также с этапами развития игровой деятельности дошкольников. Внимание воспитателей было акцентировано на положении, отмеченном исследователями детской игры, о том, что для полноценного развития сюжетных игр важен каждый ее этап : от предметно-действенного способа до сюжетосложения.
Для третьего семинарского занятия мы предложили воспитателям изучить и проанализировать новые подходы к руководству игровой деятельности по методической литературе : статьи Е.В. Зворыгиной и Н.Ф. Комаровой из книги «Игра дошкольника» и книгу Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой « Организация сюжетной игры в детском саду».
На основе анализа литературы воспитатели выделили условия, необходимые для руководства сюжетной игрой дошкольников на разных этапах ее развития. Материал, составленный педагогами, был представлен на семинарском занятии ( см. приложение 4), который был использован для обсуждения данной проблемы.
Повышению знаний также способствовало участие всех педагогов детского сада в составлении подробных аннотаций методической литературы по проблеме развития сюжетной игры у детей на разных возрастных этапах.,
Последнему семинарскому занятию, которое носило практический характер, предшествовали открытые показы воспитателями приемов руководства сюжетных игр в разных возрастных группах.
На семинарском занятии мы проанализировали увиденное, определили достоинства и недостатки, просмотренных показов руководства игровой деятельностью. Затем воспитателям было дано задание - смоделировать ситуации руководства сюжетными играми детей в соответствии с этапами, выделенными Н.Я. Михайленко, а именно: этап формирования игровых умений, этап формирования ролевого поведения и этап сюжетосложения. Воспитатели использовали разные сюжеты, предложенные в методике Н.Я. Михайленко:
-на этапе формирования условных действий одноперсонажный сюжет («воспитатель» берет на себя роль шофера, стул – это машина; педагог играет, проговаривая свои действия вслух, привлекая к такой же роли «ребенка»);
-на этапе формирования ролевого поведения многоперсонажный сюжет, (сюжет- «путешествие на корабле»; второстепенная роль у «воспитателя» – пассажир, у «ребенка» - капитан; при этом по ходу игры «воспитательница» поменяла свою роль на другую второстепенную роль - матроса);
- на этапе формирования сюжетосложения воспитателем был развернут «многотемный» сюжет , который был разыгран в игре-придумывании (воспитателям было предложено рассказать свою сказку, по очереди придумывая сюжет; начало давалось им готовое).
Таким образом, на семинарских занятиях педагоги получили теоретические знания и практические умения по проблеме руководства игровой деятельностью детей.
В своей работе мы использовали и такую эффективную форму методической помощи, как консультации. Учитывая, что для развития самостоятельной сюжетной игры существенное значение приобретает правильная организация предметно-игровой среды, и она создается воспитателями и детьми под руководством взрослых, мы подготовили и провели коллективную консультацию на тему «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении», где использовали материал , предложенный С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой ( см. приложение 5).
Консультации проводили дифференцированно, с учетом опыта работы педагога и возрастной группы, в которой он работает. Так , для воспитателей средней группы нами была подготовлена и проведена консультация по перспективному планированию игровой деятельности, с использованием материала Е.В. Зворыгиной и Н.Ф. Комаровой . Это было обосновано тем, что у педагогов были затруднения в планировании своей работы по игровой деятельности.
Варианты использования цифрового фотоаппарата во
внеклассной работе по предмету «Естествознание»
Дети значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного предметного материала, если получают информацию не только из учебника, но и из окружающей их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или на школьный двор сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эфф ...
Сенсомоторные процессы
В трудовом процессе любые рабочие движения связаны с восприятиями, в ответ на которые они совершаются и которыми уточняются. Все, что на рабочем месте определяет ощущения, восприятия, т.е. воздействует на анализаторы и определяет ответные действия, называется сенсорным полем, а все то, на что работ ...
Место театральной педагогики в профессиональной
подготовке учителя
Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке и процессе саморазвития учителя обусловлена тем, что: – в силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого в основе содержания его учебного пред ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.