Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Воспитателям средней группы было предложено познакомиться и проанализировать перспективные планы по формированию игры, представленные в книге «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой. На основе анализа воспитателям было дано задание составить перспективные планы к сюжетным играм в своей возрастной группе ( см. приложение 6). Затем эти планы были проанализированы с воспитателями и даны рекомендации к использованию этих планов в практике работы по формированию игровых умений у детей пятого года жизни.
Кроме того, для воспитателей экспериментальной группы была проведена консультация по теме: «Формирование ролевого поведения дошкольников в сюжетных играх». С целью данной консультации было формирование у воспитателей представлений о том, что ролевое поведение дошкольников формируется успешно при условии, что первоначально воспитатель включается в совместную игру с детьми; воспитатель в игре не руководитель, а партнер; игра должна развертываться так, чтобы у ребенка открылась необходимость соотнесения его роли с другими ролями; в игре у ребенка должна быть возможность смены роли для развертывания интересного сюжета; использовать игры, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными ролями, и в игре должно быть больше персонажей, чем участников.
На консультации воспитатели познакомились со структурами сюжетов, которые использовали в своих исследованиях педагоги Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Воспитателям было предложено разработать аналогичные схемы сюжетов для их возрастной группы. Данные схемы представлены нами в приложении (см. приложение 7).
Таким образом, у воспитателей были сформированы представления о методах и приемах руководства сюжетными играми дошкольников.
Учитывая, что успешное формирование игры в среднем возрасте будет зависеть от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой, на втором этапе формирующего эксперимента мы использовали перспективные планы по формированию и активизации игры детей, разработанные воспитателями и проанализированные на консультации.
По завершению запланированной работы с воспитателями начала проводиться целенаправленная работа с детьми.
Работа с детьми проводилась воспитателями под руководством методиста. Работа проводилась по четырем направлениям:
- обогащение социального опыта детей в повседневной жизни;
- обогащение игрового опыта детей (здесь мы использовали совместные с воспитателем игры по методике Н.Я. Михайленко);
- изменение предметно-игровой среды;
- игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению.
Воспитатели побывали с детьми на экскурсии в медицинском кабинете, где наша медсестра рассказала о своей работе, показала некоторые медицинские инструменты, рассказала о том, как ими пользоваться. Провели экскурсию к поликлинике, где воспитатель обратила внимание детей на машину «скорой помощи». Она рассказала, что у шофера, работающего на этой машине очень важная работа: доставлять врача к больному, для этого он должен хорошо управлять машиной, знать дорогу, чтобы быстро оказать помощь больному.
Затем пригласили в гости к детям маму Максима Ч. – медсестру. Она рассказала о своей работе, объяснила, как работает врач (осматривает больного: слушает, смотрит горло,…общается с медсестрой, делает ей указание: выписать направление, сделать прививку и т.д., а также ходит по вызовам к больным).
Воспитатели читали детям такие художественные произведения, как «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Наш доктор» А. Кардашовой. Без внимания не оставались дети, пришедшие в детский сад после болезни. Воспитатели, привлекая других детей, проводили с ними беседы. Приведем пример такой беседы:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите Таня пришла. Танечка, тебя так долго не было, что случилось.
Таня Ж.: - Я же болела.
Воспитатель: - А что же у тебя болело?
Таня Ж.: - Головка и кашляла.
Воспитатель: - А кто же тебя вылечил?
Таня Ж.: - Мама.
Воспитатель: - Мама тебя любит, поэтому не хочет, чтобы ты болела. А она знает как тебя лечить?
Таня Ж.: - К нам же врач приходила, она маме все написала, ну, как меня лечить. Мама и лечила…
Для того , чтобы игра была полноценной, необходимо было научить детей специфическим игровым умениям, которые они могли приобрести в совместной игре с партнером-взрослым. Такая работа проводилась индивидуально с каждым ребенком в утренние и вечерние часы, когда детей в группе было немного. Работа строилась таким образом: воспитатель предлагала ребенку поиграть в «больницу», ему предлагалась роль «врача», воспитатель брала на себя роль «пациента», затем по ходу игры меняла свою роль. Так, в игре с Машей Л. воспитатель обратилась к девочке: « Маша, давай поиграем в «больницу». Ты будешь врач, а я - медсестра. Будем готовиться с тобой к приему больных». Воспитатель одевает халат, девочка тоже, воспитатель как будто моет руки : « Мария Викторовна, скоро придут больные, что еще нужно сделать?» Маша Л. : « Нужны рецепты, чтобы больным выписывать. А больше не знаю чего.» Воспитатель берет листы бумаги : « Вот рецепты готовы. Можно я пойду в прививочный кабинет». Маша Л.: «Да». Воспитатель говорит: «Теперь я буду больным»…
Компоненты детской субкультуры
Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них. Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является ...
Основные правила приёма в учреждения профессионального
образования
Согласно ст. 16. "Закона о образовании". от 10.07.1992 N 3266-1 1
.Порядок приема в образовательные учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, в том числе особенности проведения вступительных испытани ...
Место театральной педагогики в профессиональной
подготовке учителя
Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке и процессе саморазвития учителя обусловлена тем, что: – в силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого в основе содержания его учебного пред ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.