Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Воспитателям средней группы было предложено познакомиться и проанализировать перспективные планы по формированию игры, представленные в книге «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой. На основе анализа воспитателям было дано задание составить перспективные планы к сюжетным играм в своей возрастной группе ( см. приложение 6). Затем эти планы были проанализированы с воспитателями и даны рекомендации к использованию этих планов в практике работы по формированию игровых умений у детей пятого года жизни.
Кроме того, для воспитателей экспериментальной группы была проведена консультация по теме: «Формирование ролевого поведения дошкольников в сюжетных играх». С целью данной консультации было формирование у воспитателей представлений о том, что ролевое поведение дошкольников формируется успешно при условии, что первоначально воспитатель включается в совместную игру с детьми; воспитатель в игре не руководитель, а партнер; игра должна развертываться так, чтобы у ребенка открылась необходимость соотнесения его роли с другими ролями; в игре у ребенка должна быть возможность смены роли для развертывания интересного сюжета; использовать игры, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными ролями, и в игре должно быть больше персонажей, чем участников.
На консультации воспитатели познакомились со структурами сюжетов, которые использовали в своих исследованиях педагоги Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Воспитателям было предложено разработать аналогичные схемы сюжетов для их возрастной группы. Данные схемы представлены нами в приложении (см. приложение 7).
Таким образом, у воспитателей были сформированы представления о методах и приемах руководства сюжетными играми дошкольников.
Учитывая, что успешное формирование игры в среднем возрасте будет зависеть от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой, на втором этапе формирующего эксперимента мы использовали перспективные планы по формированию и активизации игры детей, разработанные воспитателями и проанализированные на консультации.
По завершению запланированной работы с воспитателями начала проводиться целенаправленная работа с детьми.
Работа с детьми проводилась воспитателями под руководством методиста. Работа проводилась по четырем направлениям:
- обогащение социального опыта детей в повседневной жизни;
- обогащение игрового опыта детей (здесь мы использовали совместные с воспитателем игры по методике Н.Я. Михайленко);
- изменение предметно-игровой среды;
- игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению.
Воспитатели побывали с детьми на экскурсии в медицинском кабинете, где наша медсестра рассказала о своей работе, показала некоторые медицинские инструменты, рассказала о том, как ими пользоваться. Провели экскурсию к поликлинике, где воспитатель обратила внимание детей на машину «скорой помощи». Она рассказала, что у шофера, работающего на этой машине очень важная работа: доставлять врача к больному, для этого он должен хорошо управлять машиной, знать дорогу, чтобы быстро оказать помощь больному.
Затем пригласили в гости к детям маму Максима Ч. – медсестру. Она рассказала о своей работе, объяснила, как работает врач (осматривает больного: слушает, смотрит горло,…общается с медсестрой, делает ей указание: выписать направление, сделать прививку и т.д., а также ходит по вызовам к больным).
Воспитатели читали детям такие художественные произведения, как «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Наш доктор» А. Кардашовой. Без внимания не оставались дети, пришедшие в детский сад после болезни. Воспитатели, привлекая других детей, проводили с ними беседы. Приведем пример такой беседы:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите Таня пришла. Танечка, тебя так долго не было, что случилось.
Таня Ж.: - Я же болела.
Воспитатель: - А что же у тебя болело?
Таня Ж.: - Головка и кашляла.
Воспитатель: - А кто же тебя вылечил?
Таня Ж.: - Мама.
Воспитатель: - Мама тебя любит, поэтому не хочет, чтобы ты болела. А она знает как тебя лечить?
Таня Ж.: - К нам же врач приходила, она маме все написала, ну, как меня лечить. Мама и лечила…
Для того , чтобы игра была полноценной, необходимо было научить детей специфическим игровым умениям, которые они могли приобрести в совместной игре с партнером-взрослым. Такая работа проводилась индивидуально с каждым ребенком в утренние и вечерние часы, когда детей в группе было немного. Работа строилась таким образом: воспитатель предлагала ребенку поиграть в «больницу», ему предлагалась роль «врача», воспитатель брала на себя роль «пациента», затем по ходу игры меняла свою роль. Так, в игре с Машей Л. воспитатель обратилась к девочке: « Маша, давай поиграем в «больницу». Ты будешь врач, а я - медсестра. Будем готовиться с тобой к приему больных». Воспитатель одевает халат, девочка тоже, воспитатель как будто моет руки : « Мария Викторовна, скоро придут больные, что еще нужно сделать?» Маша Л. : « Нужны рецепты, чтобы больным выписывать. А больше не знаю чего.» Воспитатель берет листы бумаги : « Вот рецепты готовы. Можно я пойду в прививочный кабинет». Маша Л.: «Да». Воспитатель говорит: «Теперь я буду больным»…
Управление учением как самоуправляемой системой
Цель занятия: усвоить сущность, содержание, назначение управленческой деятельности преподавателя; развивать прогностические, исследовательские умения; осознать, что субъектный опыт учения есть цель и результат управленческой деятельности преподавателя и управления самим обучающимся своим учением; у ...
Психолого-педагогические проблемы развития мышления
и личности учащихся в условиях информатизации образования
Необходимость широкого внедрения средств информатизации в общественную практику ставит ряд проблем, связанных, в частности, с оптимизацией систем "человек - компьютер". В этом случае требуется учет компонентов человеческого фактора, таких, как личностные особенности и характеристики мышле ...
Воспитание и обучение детей в Киевском и Московском государствах
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.