Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Федя Б., которого мы также условно отнесли к низкому уровню (III подгруппе), часто строил из крупного строительного материала разные постройки, в совместных играх с детьми не участвовал. Воспитатель, учитывая его интерес к строительным играм, предложила построить ему самолет. «Федя, давай ты будешь пилот, а я пассажир. Мне надо улететь в другой город, у моей подруги день рождения». Федя подумал, что-то вспоминая, и сказал: «А билет у Вас есть?» «Да»,- воспитатель показала лист бумаги. «Садитесь». В процессе совместной игры воспитатель для того, чтобы помочь ребенку совершать игровые действия, соответствующие предложенной роли, а также сопровождать их ролевыми высказываниями, задавала мальчику вопросы. Например, «А как Вы поднимете самолет в воздух? Хватит нам горючего, чтобы долететь до места? Вы заправили горючим самолет? и т.д.». Затем воспитатель привлекла к игре Алешу М.: «Алеша, будешь пассажиром? Смотри, какой самолет и пилот высокого класса.» Алеша согласился и, принимая участие в игре, помогал в развитии содержания: « Давайте, у нас будет тренировочный самолет и мы будем прыгать с парашютами». Сюжет этой игры мальчики повторяли и на следующий день. Воспитатель вовлекла в игру еще нескольких детей. Затем воспитатель проводила аналогичную работу, но на другом сюжете. Таким образом, воспитатель способствовала формированию ролевых действий у Феди Б., которые стали более выразительными, сопровождающимися ролевыми высказываниями, а главное мальчик стал чаще вступать во взаимодействие со сверстниками в сюжетных играх.
В результате проведения формирующего эксперимента мы получили следующие данные: дети экспериментальной группы стали чаще играть в сюжетно-ролевые игры, четко передавая ролевое поведение. При этом большую помощь в развитии игровой деятельности оказала совместная игра ребенка с взрослым, а также правильно организованная педагогами предметно-игровая среда в сочетании с полученными знаниями и впечатлениями об окружающем социальном мире.
Для выявления эффективности проведенной нами работы и подтверждения выдвинутой гипотезы нами был проведен контрольный эксперимент.
В контрольном эксперименте были использованы те же методы, что и на констатирующем.
Данные контрольного эксперимента позволили выявить позитивные изменения в сюжетных играх детей. Они стали чаще играть в сюжетные игры, сюжеты обогатились, стали содержательнее.
Так, если на этапе констатирующего эксперимента в основном наблюдались однотипные действия и сюжеты («Семья», «Больница»), то на этапе контрольного эксперимента было отмечено, что дети играли в такие игры, как «Шоферы», «Больница», «Семья», «Автобус», «Магазин» и др. Дети стали самостоятельно ставить игровые задачи, распределять роли, количество ролей увеличилось (с 2 до 6-8), игровые действия детей стали разнообразнее, в игре все чаще стала присутствовать содержательная ролевая беседа, взаимодействия в играх стали более длительными, в играх дети помимо игрушек стали чаще использовать предметы-заместители.
Результаты данных контрольного эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровни овладения детьми игровой деятельностью
(контрольный этап)
Имя ребенка |
Уровни развития игры |
Вова А. |
|
Федя Б. |
|
Настя Г. |
|
Лаура Д. |
|
Таня Ж. |
|
Яна К. |
|
Маша Л. |
|
Вероника М. |
|
Наташа М. |
|
Алеша М. |
|
Данила С. |
|
Антон Т. |
|
Аня Х. |
|
Максим Ч. |
|
Вика Ф. |
|
Алгоритмическое мышление и методы его развития
Коль скоро в целях обучения информатике заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления, то есть мышления теоретического, то тогда мы обязаны четко определить для себя объект педагогического воздействия (личность и ее мышление в данном случае) и найти профессиональные средс ...
Психологические особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребе ...
Использование дидактической игры в формировании представлений о
геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической
практике
С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретиз ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.